Деятельность финансового омбудсмена прокомментировала эксперт СКИ РАНХиГС

16 июля в 15:16
9 просмотров

ЧЕРКЕССК, 16 июля. DENRESP.RU  – Экспертное мнение декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидата экономических наук Оксаны Ступниковой:

– В 2018 г. в России появилась должность финансового омбудсмена, основной задачей которого является предоставление помощи в решении денежных споров потребителей с финансовыми организациями, если размер суммы не превышает 500 тыс. руб. По сути, финансовый омбудсмен призван в досудебном порядке разрешить конфликтную ситуацию.

Если раньше он мог рассматривать споры со страховыми компаниями, то с 2020 г. действия омбудсмена стали обязательными для микрофинансовых организаций, а с 2021 г. – для негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов, а также коммерческих банков.

Очевидно, что создание такого института ставило основной целью одновременное решение двух задач: с одной стороны – «разгрузить» суды, с другой стороны – не допустить мошеннических действий со стороны институтов финансово-кредитной системы и создать дополнительный механизм защиты прав потребителей финансовых услуг.

Тем не менее, статистические данные показали, что из 502 решений, рассмотренных финансовыми омбудсменами в течение января – марта 2021 г. только 112 было принято в пользу граждан – потребителей услуг. 390 решений финомбудсмена были вынесены в пользу банков. Основные претензии населения были так или иначе связаны с банковскими переводами, счетами, потребительским кредитованием, взиманием платы за дополнительные услуги и пр.

Представленная статистика демонстрирует то, что в подавляющем большинстве банки и негосударственные пенсионные фонды (более 77%) были правы и никаких противозаконных действий не совершали, что напрямую говорит о довольно низкой не только правовой, но и финансовой грамотности обращающихся граждан. Подтверждением этому является и то, что только 30% от поданных жалоб потребителей принимается финомбудсменом к рассмотрению, и только каждое пятое решение выносится в пользу потребителя.

По мнению экспертов потенциал данного инструмента разрешения споров весьма значим и востребован, и многие полагают, что в перспективе количество заявлений возрастет (на сегодняшний момент не все знают о таком инструменте и механизме подачи жалоб), но здесь важно сохранить саму идею создания данного института: защищать потребителей, а не поощрять так называемый «политический экстремизм» с их стороны.

Поделиться
в соцсетях
Северо-Кавказский институт РАНХиГС