Легитимность выборов
В Центральной избирательной комиссии завершился прием документов от партий, необходимых для заверения списков политических партий, и списка кандидатов по одномандатным округам на предстоящие выборы в Госдуму.
После заверения списков для партий и кандидатов начался этап регистрации. Партии должны предоставить в ЦИК документы, необходимые для регистрации федерального списка кандидатов, одномандатники подают документы для регистрации в комиссии своего одномандатного округа. Подать документы на регистрацию можно с 5 июля до 4 августа. Принять решение о регистрации списка или одномандатника комиссия должна в течение 10 дней после получения документов.
Списки представили 15 партий: «Гражданская платформа»; «Единая Россия»; «Зеленая альтернатива»; «Зеленые»; «Коммунисты России»; КПРФ; ЛДПР; «Новые люди»; «Партия пенсионеров»; «Партия роста»; «Родина»; «Российская партия свободы и справедливости»; «Российский общенародный союз»; «Справедливая Россия – За правду»; «Яблоко».
Эксперты Карачаево-Черкесии прокомментировали легитимность предстоящих выборов.
Ф. КУРШЕВА, научный сотрудник института гуманитарных исследований:
– Обеспечение полной легальности и легитимности на предстоящих выборах – основная задача ЦИК. Национальный общественный мониторинг создал общероссийскую сеть экспертов, а Общественная палата запустила создание общественных штабов. Перечисленные механизмы призваны обеспечить контроль и наблюдение в избирательном процессе. А увеличение числа выдвинутых и зарегистрированных кандидатов, а также партий в какой-то степени говорит о росте политической конкуреции. Однако от привычной с 2012 года общедоступной трансляции ЦИК в целях экономии средств отказался. По новым правилам, прямой эфир смогут увидеть только участники избирательного процесса. Существует риск, что подобное решение облегчит применение административного ресурса и повлияет на настроение избирателей.
Х. ХАСАНОВ, член Общественной палаты КЧР:
– Легитимность выборов – это задача в первую очередь системы избирательных комиссий, начиная с УИКов на местах, и только потом вытекающая в общероссийскую повестку. В данном случае главная роль принадлежит ЦИК, но региональные избиркомы – как раз именно тот инструмент, который выполняет поставленные задачи, чтобы легитимность выборов была высокая. Практически ежедневно в социальных сетях происходят новые публичные выяснения в виде комментариев, где многие высказывают мнение, что легитимность этих выборов будет хуже, чем предыдущих. Но я думаю, что, наоборот, в этом году она будет выше из-за ряда известных причин. Ожидаем ярких и эффективных шагов от зарегистрированных партий. Отрадно, что оппозиционные партии тоже допустили до участия в выборах вопреки ожиданиям.
Г. КУРГИНЯН, член Общественной палаты КЧР:
– Легитимность выборов обеспечивается прозрачностью всего избирательного процесса. Высокая конкурентность, независимый общественный контроль, видеонаблюдение на участках – важные факторы, обеспечивающие легитимность выборов. Безусловно, большой вклад в обеспечение прозрачности и легитимности выборов вносят Общественные палаты регионов, которые осуществляют обучение общественных наблюдателей, контроль и мониторинг всего избирательного процесса.
А. ПСЕУНОВ, член Общественной палаты КЧР:
– За последние годы выборная система в России заметно трансформировалась, произошли положительные изменения. Это упрощение порядка регистрации партий, введение новых электронных технологий в выборный процесс (КОИБ, видеонаблюдение), обучение кандидатов и избирателей, использование процедуры праймериз, что закономерно привело к увеличению числа участников выборных процессов разных уровней.
Очевидно, что увеличение участников выборных процессов будет иметь неуклонную тенденцию к возрастанию политической конкуренции. При этих обстоятельствах созданная Национальным общественным мониторингом общероссийская сеть экспертов и общественные штабы, запущенные Общественной палатой, позволят гражданскому обществу контролировать все этапы выборов и следить за ведением партиями и кандидатами честной, открытой и законной агитационной кампании.
Доверие к результатам выборов как показателю легитимности власти обеспечивается и предвыборными кампаниями, и технологиями голосования, и самим процессом подсчёта голосов. Общая информатизация общества, приобретающая в настоящее время глобальный характер, безусловно, повышает статус электронного дистанционного вида голосования и доверие к его результатам. При очевидной эргономичности дистанционных электронных выборов ключевым становится вопрос об обеспечении надежного общественного контроля за процессом подсчета голосов, то есть за достоверностью результатов выборов.
{{commentsCount}}
Комментариев нет