День республики № 109-110 от 24.07.2021

Больше, чем работа

27 июля в 11:40
8 просмотров

Фильм-путешествие «Дагестан – край гор», во время которого съемочная группа компании «DL Production» объездила Дагестан, захватывает дух. Волей-неволей зритель погружается в неповторимую красоту республики.

Фильм – это путеводитель для туристов и шанс по-новому взглянуть на родной край для самих дагестанцев. Создатели картины, вооружившись современной кинематографической техникой, ярко и увлекательно рассказывают о быте, традициях, промыслах Страны гор… В ней представлены исторические, природные и культурные достопримечательности Дагестана.

Документальные фильмы по праву считаются одним из лучших и востребованных способов показать и понять окружающую действительность. В основе кинопроизводства этого жанра лежат факты и события, в них нет места фантазии, вымыслу – мир отображается таким, каким он был, есть или будет на основе подлинного свидетельства. И если для того, чтобы увидеть качественное документальное кино, нужно было посещать специальные и чаще закрытые фестивали либо ждать их выпуска на ТВ, то сейчас оно стало ближе к зрителю – Интернет сыграл свою роль.

Как и свойственно документальному кино, в картине «Дагестан – край гор» рассказывается о людях и явлениях с неожиданной стороны, демонстрируется многообразие жизни во всех ее проявлениях. Съемки проходили в ходе экспедиции по самым красивым местам республики.

– Увы, вместить в 22-минутном фильме всю красоту, богатую природу и обычаи многонационального Дагестана невозможно. Фильм собирательный. Мы попытались отобразить, насколько многообразен Дагестан, продемонстрировать его бескрайние просторы, альпийские луга и как, несмотря на многонациональность и многоконфессиональность, на протяжении веков люди здесь живут в мире и согласии, – рассказывает о проекте сценарист и режиссер фильма Патима Магомедова. – Дагестан – разный, но всех, кто живет на этой благодатной земле, объединяет любовь к ней, уважение к традициям предков.

Мы наблюдаем, как энтузиасты на местах возрождают промыслы, создаются центры традиционной культуры. Так, например, произошло с кайтагской вышивкой. В частности, сегодня функционирует Центр этнической культуры «Кайтаги», древнему ремеслу обучаются как юные мастерицы, так и взрослые. Люди понимают, что, несмотря на глобализацию и урбанизацию, нельзя забывать о традиционных ремеслах.

На самом деле каждый эпизод фильма – история отдельного народа. В одном из них, например, рассказывается о тастаре – незаменимом элементе гардероба кумыкских красавиц. Практически невесомые головные уборы с неповторимым орнаментом вяжутся из тысячи шелковых узелков и подчеркивают красоту их обладательниц. Не забыли авторы фильма и о том, что с незапамятных времен дагестанцы научились использовать природные материалы для изготовления предметов домашнего обихода. Горцы превратили простую глину в уникальные произведения искусства, которые отражают их богатый духовный мир, связь с окружающей природой и вызывают искреннее восхищение.

Испикская керамика благодаря своим декоративным качествам в дагестанской народно-художественной керамике занимает, пожалуй, особое место. Если испикцы работают с глазурью, то балхарские мастерицы, работающие на гончарном круге, не вытягивают глину из единого куска, а наращивают форму, используя глиняные жгуты. Поверхность сосудов шлифуют чаще всего при помощи кусочка сердолика. Примечательно, что производством керамики в Балхаре занимались исключительно женщины, а мужчины сбывали готовую продукцию в отдаленных районах, благодаря чему снабжали гончарными изделиями все наиболее глухие и отдаленные уголки Нагорного Дагестана.

– Мы не могли не упомянуть и о коврах ручной работы, изготавливаемых табасаранками и лезгинками, являющимися не просто предметами обихода, это признанные произведения искусства, – говорит Патима. – Тайны этого традиционного промысла уходят своими корнями в глубину столетий, а секреты мастерства передаются из поколения в поколение.

Так же, как и секреты ювелирного мастерства. Все знают об умельцах из населенных пунктов Кубачи, Согратля, Ругуджа, Чоха, Гамсутля, Гоцатля, Унцукуля и других. В проекте представлены и разнообразие кухни, утерянное ремесло амузгинской стали, музыкальные инструменты. Кроме того, демонстрировали бархан Сарыкум и лиановый лес. Около пяти километров по труднодоступной дороге пришлось пройти ради нескольких кадров из Амузги.

– На самом деле нашей командой проделана огромная работа. Мы объездили республику буквально вдоль и поперек. В фильме, подготовленном к 100-летию со дня образования ДАССР и созданном по заказу Министерства по национальной политике и делам религий РД, мы хотели показать красоту Дагестана, – рассказывает продюсер Буйнамидин Курбанов. – За более чем 15 лет работы в киноиндустрии нами было снято много разных видеоматериалов, в том числе и в жанре документального кино – многократно готовили материалы для республиканских министерств и ведомств, создавали ток- и реалити-шоу…

Каждый проект – новый опыт и возможность расти. Продюсер считает, что работать легче с профессиональными артистами, однако порой возникает ощущение чрезмерной наигранности, поэтому приглашает непрофессиональных актеров.

– К примеру, в короткометражке «Царица сердца» (о жене имама Шамиля) роли исполняли как опытные артисты, так и те, кто впервые играл на камеру, – говорит Курбанов об одном из любимых проектов. – Перед началом работы, особенно когда нас ограничивают во времени, составляем план, расписываем объекты по календарю, разбиваемся на группы – так мы можем снимать параллельно, подключая к своей работе еще и аэросъемку. Благодаря усилиям операторов Наримана Курбанова, Камиля Алиева, Алхана Адилова, Магомеда Керимова, Владимира Титова, звукорежиссера Расула Магомедова, художника по свету Тамилы Алиусмановой фильм получился таким органичным.

Текст за кадром читает московский диктор Антон Аминов. Имея собственную студию звукозаписи, Курбанов решил заказать озвучку в столице. Такой подход одним зрителям пришелся по душе, другие же отмечали, что вместо красивого бархатного баритона Антона Аминова мог звучать голос дагестанца – так было бы колоритнее…

– Как бы пафосно это ни звучало, мы работаем в первую очередь для души, деньги – на втором плане, – говорит продюсер. – Привлекает сам процесс создания кинокартины. А за идеями и вдохновением далеко ходить не нужно – все истории вокруг нас.

Х. МЕДЖИДОВА.
Сетевое издание «Дагестанская правда».

Х. МЕДЖИДОВА
Поделиться
в соцсетях
Буйнамидин Курбанов документальный фильм Кавказ - наш общий дом кино киноиндустрия народные художественные промыслы Патима Магомедова презентация продюсер режиссёр ремесло Республика Дагестан Сетевое издание «Дагестанская правда» традиции фильм