День республики № 112 от 29.07.2021

На защите прав потребителей

30 июля в 11:54
7 просмотров

В 2018 г. в России появилась должность финансового омбудсмена, основной задачей которого является предоставление помощи в решении денежных споров потребителей с финансовыми организациями, если размер суммы не превышает 500 тыс. руб. По сути, финансовый омбудсмен призван в досудебном порядке разрешить конфликтную ситуацию.

Если раньше он мог рассматривать споры со страховыми компаниями, то с 2020 г. действия омбудсмена стали обязательными для микрофинансовых организаций, а с 2021 г. – для негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов, а также коммерческих банков.

Деятельность финансового омбудсмена прокомментировала декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС кандидат экономических наук Оксана СТУПНИКОВА:

– Очевидно, что создание такого института ставило основной целью одновременное решение двух задач: с одной стороны – «разгрузить» суды, с другой стороны – не допустить мошеннических действий со стороны институтов финансово-кредитной системы и создать дополнительный механизм защиты прав потребителей финансовых услуг.

Тем не менее статистические данные показали, что из 502 решений, рассмотренных финансовыми омбудсменами в течение января-марта 2021 г., только 112 было принято в пользу граждан – потребителей услуг. 390 решений финомбудсмена были вынесены в пользу банков. Основные претензии населения были так или иначе связаны с банковскими переводами, счетами, потребительским кредитованием, взиманием платы за дополнительные услуги и пр.

Представленная статистика демонстрирует, что в подавляющем большинстве банки и негосударственные пенсионные фонды (более 77%) были правы и никаких противозаконных действий не совершали, что напрямую говорит о довольно низкой не только правовой, но и финансовой грамотности обращающихся граждан. Подтверждением этому является и то, что только 30% от поданных жалоб потребителей принимается финомбудсменом к рассмотрению, и только каждое пятое решение выносится в пользу потребителя.

По мнению экспертов, потенциал данного инструмента разрешения споров весьма значим и востребован, и многие полагают, что в перспективе количество заявлений возрастет (на сегодняшний момент не все знают о таком инструменте и механизме подачи жалоб), но здесь важно сохранить саму идею создания данного института: защищать потребителей, а не поощрять так называемый «экстремизм» с их стороны.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
защита прав защита прав потребителей мнение Мнение эксперта Оксана Ступникова Северо-Кавказский институт РАНХиГС статистика финансовая грамотность финансовые организации финансовые услуги финансовый омбудсмен