День республики № 117-118 от 07.08.2021

Табачные страсти

10 августа в 13:55
4 просмотра

С 28 января этого года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О рекламе», связанные с ограничением рекламы табака и табачных изделий. Об ужесточениях в законодательстве рассказывает специалист отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Карачаево-Черкесского УФАС России Марат БАЙРАМУКОВ.

– Всегда ли реклама табака была запрещена законом о рекламе?

– Нет, в первом варианте статья 23 Федерального закона № 38 «О рекламе» от 13.03.2006 г. оговаривала лишь условия, при соблюдении которых реклама табака и табачных изделий могла распространяться. Это касалось определенного формата подачи рекламной информации и мест ее размещения. Кроме того, при проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей была запрещена розничная продажа таких изделий, привлечение несовершеннолетних к участию в их раздаче, предложение им таких образцов. Также не менее 10% процентов рекламной площади должно было быть отведено предупреждению о вреде курения.

– С какого периода реклама табака и табачных изделий попала под запрет?

– В связи с принятием ряда нормативно-правовых актов, связанных с ограничением распространения табакокурения, с 15 ноября 2013 года статьей 2 Федерального закона № 274-ФЗ были внесены изменения в действующий Федеральный закон «О рекламе», в соответствии с которыми статья 23 этого закона утрачивала силу. При этом статья 7 №38-ФЗ «О рекламе», устанавливающая перечень товаров, реклама которых на территории Российской Федерации не допускается, была дополнена пунктом 8, закрепляющим запрет рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Соответственно, с указанной даты такая реклама была запрещена к распространению любым способом, в любое время и с использованием любых средств.

– С чем связаны последние изменения в законодательстве о рекламе в части табакокурения?

– В июле 2020 года в пункт 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» были внесены изменения Федеральным законом № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции». Поправки расширили запрет на рекламу и продажу никотиносодержащей продукции, а именно теперь запрещена реклама никотинсодержащей продукции (различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи), а также реклама устройств для потребления никотинсодержащей продукции (различные модификации устройств, используемых в качестве электронных сигарет для доставки никотина или нагревания табака).

Кроме того, внесены изменения в общие требования к рекламе, согласно которым теперь в рекламе не допускается демонстрация процессов не только курения табака, но и потребления никотинсодержащей продукции.

– То есть, если в рекламе демонстрируется не только процесс курения табака, но и потребление любого вида никотиносодержащей продукции, – это незаконно?

– Да, такая реклама будет подпадать под запрет, установленный пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

– Какое наказание предусмотрено за нарушение данного запрета?

– В соответствии с КоАП РФ, за нарушение запрета рекламы табака налагается административный штраф на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – 10-25 тысяч рублей; на юридических лиц – 150-600 тысяч рублей.

– Много ли нарушений закона о рекламе подобного характера сегодня выявляет ваше управление?

– В силу того, что наша республика относительно маленькая и соответственно хозяйствующих субъектов, представленных на этом рынке, не уж так много, на сегодняшний день наблюдается снижение количества нарушений подобного характера и чаще всего – из-за привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов в прошлые годы.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
закон "О рекламе" интервью Марат Байрамуков нарушения закона поправки реклама табака и табачных изделий табак УФАС России по КЧР ФАС России