День республики № 124 от 19.08.2021

Реклама для обмана

20 августа в 12:06
3 просмотра

Без рекламы сегодня никуда – она нужна бизнесу, а бизнес нужен потребителям и инвесторам. Делается она для того, чтобы «подогреть» интерес к рекламируемой продукции у тех, кто ее смотрит. Но так ли безобидна подобная реклама, когда речь идет о банковских или инвестиционных услугах? Подробней о финансовой рекламе рассказывает специалист отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике Зурида АГАЙГЕЛЬДИЕВА.

– Для начала давайте разберемся, что же такое финансовая услуга?

– Финансовая услуга может быть разной: банковской или страховой, услугой на рынке ценных бумаг или же по договору лизинга. Также это может быть услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

– Что подразумевается под финансовой организацией?

– В первую очередь, это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. А конкретный перечень здесь весьма широк. Это может быть кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная ЦБ РФ), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная ЦБ РФ). Как видите, список внушительный…

– Сегодня на рынке финансовых услуг немало рекламы, целью которой стоит получение незаконной прибыли. Как закон это контролирует?

– Требования к рекламе финансовых услуг изложены в отдельной статье ФЗ «О рекламе». Во всех случаях реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование (для юридического лица) или же имя (для ИП) лица, оказывающего эти услуги. Кроме того, данная реклама не должна содержать гарантий или обещаний в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанных на реальных показателях в прошлом, если она не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Также нельзя умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую они понесут, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

– Можно ли привлечь к ответственности за рекламу финансовых услуг в сети Интернет без наименования лица и условий, но содержащую гиперссылку на сайт с этой информацией?

– Привлечение к ответственности за подобную рекламу при наличии гиперссылки на сайт со всей информацией о наименовании лица и условиях предоставления финансовых услуг является неправомерным.

– Как разрешаются споры подобного рода?

– В этом случае суды учитывают специфику распространения информации в сети Интернет.

Так, если гиперссылка сразу после «клика» на текст контекстной рекламы содержит всю исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге, указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу, а потребитель интернет-рекламы при просмотре объявлений в полном объеме автоматически получает из него всю необходимую информацию по соответствующим финансовым услугам и их получению, то признаки нарушения законодательства о рекламе здесь отсутствуют.

– В каком случае закон покарает?

– Привлечение к ответственности правомерно, если при использовании гиперссылки искажается смысл рекламы, либо потребители каким-либо образом вводятся в заблуждение относительно условий договора. Также если при размещении рекламы на интернет-странице текст выполнен в нечитаемом варианте и возможности для ознакомления с необходимой информацией нет. Однако при недоказанности указанных фактов подобный способ рекламы финансовых услуг будет признан не нарушающим законодательство.

– В настоящее время реклама потребительских и автокредитов, иных видов кредитных продуктов – одна из самых популярных. Какие требования предъявляются к рекламе таких финансовых услуг?

– Закон гласит, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, то она должна содержать и все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

– Что под этими условиями подразумевается?

– Условиями, влияющими на окончательную стоимость кредита при расчете с банком, являются проценты первоначального взноса, проценты за пользование кредитом, за открытие счета, проценты комиссии за ведение счета, а также сам срок предоставления кредита. При этом финансовыми организациями могут быть предусмотрены и другие условия. Если хотя бы одно из этих условий может повлиять на фактическую стоимость кредита, то необходимо указать в рекламе кредита и все остальные условия.

– Законна ли реклама, нацеленная на привлечение денежных средств физических лиц для строительства жилья?

– Закон запрещает подобную рекламу, за исключением случаев, когда денежные средства привлекаются на основании договора участия в долевом строительстве, а также рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

– В чем суть подобного запрета?

– Он для того, чтобы пресечь создание распространившихся в последнее время «строительных пирамид», а также использование так называемых «серых схем» строительства, когда с физическими лицами заключается не договор долевого строительства (как это положено), а договор о совместной деятельности, инвестиционный договор, либо вообще взамен денег вручаются ничем не обеспеченные ценные бумаги (векселя, облигации и тому подобное). Запрет на рекламу таких схем лишит дельцов от строительства основного условия их «деятельности» – постоянного притока доверчивых граждан.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
банковские услуги долевое строительство жилищно-строительный кооператив Зурида Агайгельдиева интервью интернет кредит нарушения закона нелегальные кредиторы потребительское кредитование реклама УФАС России по КЧР финансовые организации финансовые услуги финансы