День республики № 129-130 от 28.08.2021

Что такое СМП?

31 августа в 14:30
8 просмотров

Любой желающий принять участие в проводимых закупках, как в рамках закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ), так и в рамках закона о закупках отдельными видами юридических лиц (№ 223-ФЗ), непременно столкнется с понятиями СМП и СОНКО. О том, что же скрывается за этими аббревиатурами, рассказывает специалист-эксперт отдела контроля закупок Карачаево-Черкесского УФАС России Азамат ШЕБЗУХОВ.

– Азамат Адамеевич, так что же такое СОНКО и СМП?

– Отнесение организаций к субъектам малого предпринимательства (СМП) регламентировано Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом юридическое лицо признаётся субъектом малого предпринимательства, если среднесписочная численность сотрудников организации не более 100 человек, доход не превышает 800 млн рублей, а доля государственного участия не превышает 25%. Суть понятия «социально ориентированная некоммерческая организация» (СОНКО) подробно раскрывает Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организации, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют цели получения прибыли от своей основной деятельности и осуществляют деятельность для решения социальных проблем и развития гражданского общества.

– Каков правовой режим участия в закупках СМП И СОНКО в рамках 44 и 223 федеральных законов?

– В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране закон о контрактной системе № 44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 25% своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. В свою очередь, закон о закупках № 223-ФЗ требует закупить не менее 20% годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства. В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок закупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был бы фактически закрыт.

– Какой выход из данной ситуации предлагает закон?

– Закон о контрактной системе позволяет установить ограничения и проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, а закон о закупках отдельными видами юридических лиц, соответственно, разрешает осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Крупные компании просто не смогут принять участие в таких закупках, представители малого бизнеса будут конкурировать между собой в сопоставимых условиях.

– Как участник закупки докажет, что он является субъектом малого предпринимательства?

– Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч. 3 ст. 30 закона о контрактной системе). В случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного данной статьей, для участия в закупке необходимо приложить декларацию о принадлежности участника такой закупки к СМП или СОНКО.

Однако необходимо учитывать следующее. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» СМП – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае если в этом реестре отсутствует информация об участнике закупки как о СМП, его заявка будет отклонена как поданная лицом, не соответствующим статусу СМП в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ (даже в случае если соответствующая декларация им была приложена в составе заявки на участие в закупке).

– А что включает в себя реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

– Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – это открытая база данных, которую ведет Федеральная налоговая служба. Он содержит сведения о компаниях и ИП, относящихся к малому и среднему бизнесу. Впервые реестр был сформирован 1 августа 2016 г. и ежегодно обновлялся 10 августа на основе данных, которые были у налоговой по состоянию на 1 июля. С ноября 2020 г. информация в реестре актуализируется ежемесячно, а это значит, что еще больше предпринимателей смогут обратиться за поддержкой бизнеса.

– В каких конкретно закупках могут участвовать СМП и СОНКО?

– Как СМП, так и СОНКО могут принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Это открытый конкурс (в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Азамат Шебзухов госзакупки Единый реестр МСП интервью контрактная система налоговые органы НКО развитие малого и среднего предпринимательства СМП СОНКО социально ориентированная некоммерческая организация субъекты малого и среднего предпринимательства УФАС России по КЧР ФАС для вас