День республики № 131 от 31.08.2021

К «умному контролю»

1 сентября в 12:54
3 просмотра
Источник — Фото автора

В г. Черкесске, в центре «Мой бизнес», прошло окружное совещание с представителями региональных контрольно-надзорных органов и муниципальных контрольных органов в СКФО по вопросу реализациии в субъектах РФ реформы контрольно-надзорной деятельности.

В совещании приняли участие Владимир Надыкто, помощник полномочного представителя Президента РФ в СКФО; Ольга Савастьянова, председатель Комитета Государственной Думы по контролю и регламенту; Вячеслав Тимченко, председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности; Алексей Херсонцев, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ. Исполнительную власть республики представляли Аслан Озов, председатель Правительства КЧР, и Евгений Поляков, заместитель председателя Правительства КЧР. В числе приглашённых были Бекхан Сатуев, министр экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики; Антон Доронин, и.о. министра экономического развития Ставропольского края, Сергей Рощенко, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КЧР; Алексей Баскаев, мэр г. Черкесска…

Было отмечено, что реформа контрольно-надзорной деятельности отнесена к одному из приоритетных направлений стратегического развития страны. Работа ведётся по трём важнейшим направлениям: реализация «регуляторной гильотины», которая призвана актуализировать обязательные требования, создание нового механизма контрольно-надзорной деятельности и обновление законодательства об административных правонарушениях. В рамках реформы, по сути, должна быть обновлена идеология работы всей системы контроля и надзора в государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья граждан перейти к современной модели контроля. Система оценки результативности и эффективности контроля должна быть полностью пересмотрена. Необходимо перейти от существующей «палочной» системы контроля к «умному контролю», основанному на внедрении профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации в работе контрольных органов.

Муниципальный контроль в настоящее время выступает важнейшей частью общей регуляторной политики государства, оказывает заметное влияние на такие сферы общественной жизни, как земельные отношения, благоустройство, архитектурный облик населённых пунктов, качество окружающей среды, развитие малого бизнеса и многое другое. Для построения эффективной модели правового регулирования муниципального контроля необходимо определить место муниципального контроля в регуляторной политике государства. Дискуссия, последовавшая за началом разработки проекта закона, привела к появлению новых исследований в данной области, которые будут интересны и теоретикам, и практикам, занимающимся вопросами муниципального контроля и местного самоуправления.

Органы местного самоуправления так же, как и органы государственной власти, для того чтобы выполнять свои функции, должны обладать рычагами принуждения к порядку, что и позволяет осуществить механизм муниципального контроля. Таким образом, в дискуссии на тему «быть или не быть самостоятельному муниципальному контролю» была поставлена точка. Быть. Хотя следует отметить, что существует и противоположная позиция, в соответствии с которой контроль должен осуществляться в рамках исключительно государственного механизма, а органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в данной сфере.

Противники существования самостоятельного муниципального контроля исходят из наличия значительного числа проблем, скопившихся в последние годы в сфере контроля, которые препятствуют эффективному функционированию этого института: отсутствуют концепция и понимание дальнейшего развития муниципального контроля; органы местного самоуправления ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; отсутствует легальный перечень видов муниципального контроля.

Экспертами отмечалось, что из Федерального закона не вполне понятно, какой федеральный закон определяет муниципальный контроль в некоторых сферах общественных отношений. Например, осуществление контроля в сфере благоустройства. По данному виду муниципального контроля отраслевой федеральный закон отсутствует.

Важным нововведением является отказ от использования административных регламентов осуществления видов муниципального контроля, что должно упростить регулирование и устранить дублирование правовых норм. Законопроектом предусматривается функционирование муниципальных контрольных (надзорных) органов, определяемых в соответствии с уставом муниципалитета. Одно из нововведений предполагает, что осуществление отдельных видов муниципального контроля может быть возложено на муниципальные учреждения. Данная норма позволит привлекать к осуществлению муниципального контроля подведомственные учреждения в условиях ограниченного ресурса самих органов местного самоуправления.

Федеральный закон устанавливает важнейший принцип приоритета профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, устанавливая новую линейку из семи профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит). Одновременно определено, что для органов местного самоуправления обязательно использование только двух мероприятий – информирования и консультирования. Остальные могут применяться в случае, если такое решение принято муниципалитетом.

Говоря о цифровизации контрольно-надзорной деятельности, следует отметить, что закон содержит требования об обеспечении контроля в электронном виде – оформление документации, обмен информацией с контролируемыми лицами, создание реестров. Безусловно, органы местного самоуправления как полноправные участники надзорной деятельности не могут оставаться в стороне от этих процессов. Федеральным законом установлены переходные положения, предполагающие, что до 31 декабря 2023 года может предусматриваться подготовка органами муниципального контроля документов на бумажном носителе.

Во второй половине дня прошли: круглый стол с представителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных контрольных (надзорных) органов, муниципальных контрольных органов по теме «Организация профилактических и контрольно-надзорных мероприятий» и круглый стол с представителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных контрольно-надзорных органов по теме «Цифровизация».

Эксперты выразили надежду, что начатые реформы в сфере муниципального контроля приведут к достижению целей муниципального контроля – обеспечению благополучия населения на территориях муниципальных образований.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
административное правонарушение государственный контроль законопроект контрольно-надзорная деятельность круглый стол КЧР местное самоуправление муниципальные контрольные органы муниципальный контроль профилактические мероприятия региональные контрольно-надзорные органы Реформа контрольной и надзорной деятельности СКФО совещание центр "Мой бизнес" цифровизация Черкесск