День республики № 135 от 07.09.2021

«Мои года – мое богатство»

9 сентября в 12:00
4 просмотра
На снимке: Марьям Муссакаева даже на ступеньках курортной поликлиники не перестает интересоваться самочувствием отдыхающих в санатории «Теберда».
На снимке: Марьям Муссакаева даже на ступеньках курортной поликлиники не перестает интересоваться самочувствием отдыхающих в санатории «Теберда».
Источник — Фото автора.

Марьям Муссакаева уже разменяла девятый десяток, но, увидев ее сияющую, как у кинозвезды, улыбку, поразительную стать, разве дашь ей этот возраст?

Марьям Кокаевна родилась в августе 1940 года в селе Учкекен в семье Кокая Махаевича и Халимат Бекировны Ижаевых. В семье было пятеро детей: четыре дочери и один сын.

Когда девочке было три года, семья Ижаевых, как и весь карачаевский народ, была депортирована в Среднюю Азию. Говорят, чужбина новых, достойных имен не может родить по определению. Но и на родине, и на чужбине о Кокае Махаевиче, прославленном легендарном табунщике, ходили легенды. При таланте искусного наездника, опытного табунщика в Азии, где табуны лошадей ходили косяками и были в чести у местных жителей, Кокай был нарасхват и мог позволить себе существовать безбедно за счет того, что природа отпустила ему  многое, но нет, он трудился не покладая рук ради блага своей семьи, своих родственников. Он не считался со временем, когда речь шла о необходимости помочь кому-то из соотечественников, особенно если это касалось кого-либо из пожилых или старых людей. Попавший волей судьбы с кавказских высот в унылые плоские поветрия пустынь, он мечтал об одном – о скором возвращении на родной Кавказ. Но ему суждено было навечно остаться в чужой земле, и потому, когда Марьям Кокаевну расспрашивают об отце, она и сегодня не может сдержать слез…

В 1963 году по возвращении на родину Марьям поступает на лечебный факультет Ставропольского медицинского института. Среди студентов всегда бытовала поговорка: «В политехе, сдав сопромат, можно смело выходить замуж, в медицинском же самое главное – окончить два первых курса». Иными словами, оставить позади патанатомию, посещение морга и многое другое. Марьям окончила два курса с легкостью и …уехала по комсомольской путевке поднимать целину в Казахстан.

Изящная, худенькая, высокая, она не ходила с кетменем в руках по потрескавшейся от жары и ставшей точно камень земле, она начинает работать в амбулатории, где лечит, как самый настоящий заправский врач, целинников, ставит уколы, накладывает гипс…

– Наверное, мудрее школы для начинающего медика нельзя было придумать, – вспоминает Марьям Кокаевна. – Мне доводилось – и не раз – принимать роды, выводить из шока больных, зашивать раны, подменять медсестер, врачей, всех, кто попросит об этом.

В свободное от работы время, а его было крайне мало, девушка брала литературу и изучала механизмы развития патологических процессов, доставала журналы, где регистрировались все ошибки мировой медицины, и часами размышляла, философствовала над ними, памятуя о том, что ошибки гениев, светил от медицины также генерируют энергию поиска, потому что они не менее плодотворны, чем их открытия.

– Подобную литературу и сегодня с трудом найдешь, разве что в вездесущем интернете, но мне повезло, – продолжает свой рассказ Марьям Кокаевна, – потому что на целине работали не только простые трудяги, но и  большие ученые, юристы, разведчики – геологи, геодезисты, врачи, у которых можно было разжиться любой литературой…

   После окончания института Марьям по распределению начинает работать в Хабезской райбольнице. Жизнь словно специально все делает так, чтобы Марьям всю себя растворила в медицине, и она отдает ей себя без остатка. Прием больных, ночные дежурства, рейды с бригадами инфекционистов по аулам района, где в одно время стали прямо свирепствовать разные инфекционные болезни. Ижаеву ничего не пугает, потому что ей нравятся черкесы, абазины, компактно проживающие в районе, потому как они люди на редкость гостеприимные, чистоплотные, всегда готовые помочь ей, а именно – осветить для нее тьму или полутьму интересующих ее вопросов из жизни и быта доселе неизвестной для нее глубинки…

Но тут девушка знакомится волей случая с молодым, глубоко интеллигентным парнем – Борисом Муссакаевым, и вскоре молодые уезжают в Ростов по месту работы мужа. И в Ростове судьба благосклонно повернулась к Марьям лицом – она начинает работать невропатологом в медсанчасти завода «Россельмаш».

– Разумеется, мы бы могли остаться жить и работать в Ростове, тем более что обещанное жилье было на подходе, а самое главное, в Ростове работало немало наших земляков, но у нас родилась дочь Рузанна. И желание вернуться в родные пенаты, к которым мы стремились все семь лет, проведенные в Ростове, неосознанно для себя, взяло верх…

Молодая семья приезжает в Теберду. Борис работает в совхозе «Тебердинский», Марьям – в курортной поликлинике рентгенологом, попутно врачом – невропатологом в участковой больнице. Вот так и сосредоточивался, собирался мощный творческий потенциал Марьям Муссакаевой. И он оказался, как и следовало ожидать, настолько востребованным, что, как говорят коллеги Муссакаевой, за годы ее врачевания в Теберде мало кто не побывал у нее на приеме и в больнице, и в курортной поликлинике санатория «Теберда». Она стала полюсом притяжения для многих тебердинцев, потому что могла проконсультировать любого на любой предмет, провести детальный осмотр, назначить лечение, посмотреть и дать квалифицированное заключение любому рентгеновскому снимку, сделанному даже за пределами республики, «прочитать» электрокардиограмму и многое другое. И потому практически все пациенты Муссакаевой – а их у нее великое множество – прислушиваются к ее советам, доверяя ее человеческой и профессиональной интуиции.

– Марьям Кокаевна из тех людей, чье присутствие в поликлинике ощущают все: врачи, медсестры, техперсонал, – говорит старшая сестра – хозяйка поликлиники Аймелек Канаматова. – С ней всегда интересно общаться, но самое главное, глядя на нее,  хочется соответствовать ее – утонченной культуре поведения на работе, в быту, ее честности и прямолинейности, ее умению дружить с людьми разных национальностей…

Соответствовать матери и походить во всем на нее стараются и три дочери Марьям, вот только по ее стопам ни одна из них не пошла. Рузанна окончила медучилище, но работать по специальности не стала, продолжила учебу на экономическом факультете Пермского университета. Лариса выучилась на юриста. Ирина – на экономиста. Свой выбор дочери объясняют очень просто: «Мы начиная с раннего детства и по сей день натерпелись и насмотрелись всякого разного, потому что мама могла остаться у постели тяжелобольного на всю ночь, а папа до утра не смыкал глаз… Она не считалась со временем, когда шла речь о необходимости осмотреть больного на дому, скажем, в Домбае или Верхней Теберде… Годы не изменили ее характер, она и в свои 80 с хвостиком легка на подъем, радуется, как ребенок, если смогла помочь больному. А в последнее время с ней невозможно пройтись по улице, так как стоит маме увидеть человека без маски, она прямо кидается к нему и начинает свои нравоучения: «Нельзя ходить без маски, опасность распространения коронавируса еще довольно велика. Так что носите маски, а еще лучше – вакцинируйтесь, пока не поздно…»

 Наверное, в каждом учреждении есть уникальный и поучительный во всех отношениях документ, именуемый книгой отзывов. Море страстей в отзывах, относящихся к Муссакаевой. Вот только один из них – от Абдуллы Гаджиагаева из Дагестана, перенесшего во время пребывания в Теберде тяжелейший инсульт: «Родной доктор, это я, тот Абдулла, которого вы научили ходить, говорить, писать, жить… Я обязательно приеду – и не раз – в Теберду и расцелую ваши золотые руки…».

Муссакаеву не смущают подобные строки: «Надо знать, что, когда я лечила Абдуллу, а это было 15 лет тому назад, ему тогда уже было хорошо за семьдесят… Бориса же такие строки только радуют. Кому как не ему знать, что к нашей личной жизни они никакого отношения не имеют…»

 Личное счастье у людей бывает долгим, бывает коротким, к иным оно не заглядывает и вовсе. В семье Муссакаевых его хоть отбавляй. А как без этого, если Борис Бекирович, который после выхода на пенсию возглавил Тебердинское тере, занимающееся вопросами и проблемами подрастающего поколения, души не чает в своей семье – жене, дочерях, внуках? И они отвечают ему тем же. Особенно жена.

 Время летит, многое меняется. Но не человек. Неисчерпаемая в оттенках иронии Марьям Кокаевна вместе с тем полна искренности и доброты, изящества и достоинства. Профессия врача научила ее всегда и везде быть во всеоружии. Нагрянут гости внезапно домой, а у нее дом – территория красоты и уюта, добра и милосердия; вызовут ночью к больному, наутро собранна, подтянута, будто целый день накануне отоспалась. Прямая спина, стройная фигура – все, как в молодости. Возраст свой не скрывает, а подчеркивает: «Это самый прекрасный возраст для того, чтобы жить и работать, радоваться детям и внукам…»

 Аминат Джаубаева.

 

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
человек и его дело