День республики № 136 от 09.09.2021

Опера – значит труд

10 сентября в 09:21
4 просмотра

До сих пор у человечества не выработался навык выстраивать перспективу и траекторию будущего, тем более предугадать его. И менее всего исповедимы пути, ведущие на Парнас высокого искусства, где суждено удержаться избранным: озарённым, трудолюбивым, преданным делу, талантливым. Причём ключевое слово – талант.

Так случилось и с героем этого очерка Асланом Узденовым, солистом академии молодых певцов Мариинского театра в Санкт-Петербурге, лауреатом и дипломантом ряда всероссийских и международных конкурсов. 

Мальчик из села Дружба наверняка меньше всего мечтал стать на путь служения трудному и волнующему оперному искусству и прописаться на одной из самых знаменитых оперных сцен мира (замечу в скобках, оперой грезят очень редкие, большинство исполнителей чаще выступают на эстраде и остаются вторичными певцами – и это пожизненный приговор).

Конечно, в детстве-отрочестве Аслан пел, как все его ровесники, большей частью в школьном хоре, благо хорошие вокальные задатки были. Но работать он собирался в правоохранительных органах…

Однако обстоятельства сложились так, что после школы юноша спонтанно поступил на дирижерское отделение республиканского училища культуры и искусств. И это был первый и добрый указующий перст судьбы.

Второй раз фортуна улыбнулась юноше, когда его мастерами стали известный педагог Фаина Байрамукова и народный артист России, знаменитый певец Хусин Готов. Они не просто направили молодого человека в мир классического вокального искусства – именно по совету Хусина Готова после колледжа Аслан поступил в Северо-Кавказский государственный институт искусств в Нальчике.

После окончания этого вуза в 2010 году Аслан по приглашению начал работать во Владикавказе в Государственном театре оперы и балета им. В. Тхапсаева. К слову, этот театр с 2017 года является филиалом Мариинского театра.

Художественным руководителем этого театра была и останется народная артистка России Лариса Гергиева, и именно от неё в 2013 году молодой певец узнал, что в Санкт-Петербурге проходит конкурс в Мариинский театр – театр, которым он грезил больше, чем Большим, больше, чем Венским…

Аслан решил попробовать свои силы и отправился на прослушивание в Мариинку с арией Демона в репертуаре и ещё парой классических произведений. Демон в его исполнении был оценён на “отлично”.

Судьба ещё раз показала своё благорасположение молодому человеку, отправив его в класс самого Алексея Стеблянко – в оперном мире это имя говорит само за себя.

Студенческая жизнь была активной, полной работы и интересных партий. Именно в это время он начал исполнять произведения мировых классиков. Так,  в студенческие годы он исполнял партию опричника Григория Грязного в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». В «Алеко» Рахманинова он пел дважды – сначала старика, потом и самого Алеко. Далее были партии Фигаро, Эскамильо в «Кармен» – всего не перечесть. Мариинка умеет выводить своих учеников на профессиональную сцену.

Первым таким выходом Аслана Узденова стало участие в «Трубадуре» Верди, затем была небольшая роль в «Кармен». К слову, партию Кармен исполняла сама Анна Нетребко.

Вот уже девятый год Аслан является солистом академии молодых певцов Мариинского театра. Он много выступает, но ещё больше работает – не даром слова «опера» в переводе с итальянского означает «дело», «труд».

Во все времена оперные певцы оттачивали вокальную технику, добиваясь чистого, красивого, мощного звучания голоса. Ведь, как говорила великая Мария Каллас, «певцы, – главный инструмент оркестра». А вот по мнению знаменитого испанского тенора Хосе Каррераса, с которым Аслану довелось встретиться в Мариинке, голос – просто инструмент, а основой любого исполнения является душа.

По мнению Аслана Узденова, этой самой души и колоритности много в  произведениях Римского-Корсакова и Верди. Узденов поёт на русском, итальянском, французском языках. И само собой разумеется, что в его репертуаре есть множество песен на родном карачаевском языке, которые он исполняет на различных сценах.

И в составе Мариинки, и самостоятельно Аслан часто ездит на гастроли, участвует в концертах. Он выступал в Саратове, Казани, Москве, Тихвине, в разных регионах Кавказа.

А в своей родной Карачаево-Черкесии он впервые выступил на сцене республиканской филармонии ровно 5 лет тому назад, в августе 2016 года, дав большой концерт под названием «ParlaPiuPiano», во время которого исполнял песни военных лет, романсы и даже а капелла старинные карачаевские народные песни.

Идея не только давать концерты в родной республике, но и развивать её оперную культуру, вынашивается Узденовым давно. По его мнению, в Карачаево-Черкесии очень много молодых талантливых людей. Поэтому Узденов продумывает все способы работы с одарёнными юными вокалистами республики.

Так, он уже два-три раза проводил мастер-классы с молодыми певцами, как, например, в недавно проведённом в картинной галерее в г. Черкесске «Клубе интересных встреч». На этом мероприятии Аслан Узденов вместе со своим другом, тоже солистом академии молодых певцов Мариинского театра Зауром Алиевым, провёл мастер-класс с Мурадином Байчоровым, студентом колледжа культуры и искусств им. А. Даурова. А например, в 2015 году Аслан Узденов приезжал с подобным мастер-классом в Теберду, где на базе одного из пансионатов отдыхали дети-сироты.

Кроме того, Аслан хочет привезти в республику детскую оперу-мюзикл – тем более, что у него уже есть опыт выступления в таких спектаклях: во Владикавказе уже несколько лет идет красочная детская опера «Чиполлино» Татьяны Камышевой.

– Талантливые дети должны исполнять оперу с музыкальной школы. А для этого надо иметь представление о живой опере, – убежден Аслан.

Я уверена, что подобные мастер-классы, концерты, гастроли детских и взрослых музыкальных театров – безусловно, мощное подспорье и лучший мотиватор для молодых певцов республики. Такие формы культурно-просветительской работы не только повышают базовый уровень культуры на местах и формируют культурный хребет населения, но и служат развитию культурного плюрализма в мире.

А завтра, глядишь, начнут транслировать в мир вечные ценности новые поколения нашей республики. Ведь талантливой молодёжи в Карачаево-Черкесии, по мнению Аслана Узденова, очень много.

И разве он сам – не живое тому подтверждение?

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
курьер муз