Носители настоящей культуры
Ильяс Магомедович Байрамуков – первый светский педагог и просветитель Карачая, положивший начало целой плеяде педагогов и научных работников. Эту цепочку наиболее наглядно можно проследить в судьбе его племянника и любимого ученика Хызыра Османовича Байрамукова, ставшего известным общественным деятелем Карачая в конце 19 -го и начале 20 века. Любовь к своему дяде и учителю, преданность ему в душе Хызыра Османовича были так велики, что он передал тягу знаний, словно по наследству, своим детям. Дочери Фатима и Тамара стали известными педагогами, Зоя Хызыровна – ученым, профессором, заведующей кафедрой русского языка КЧГУ, заслуженным работником высшей школы КЧР. Почетным работником высшего профессионального образования России был и его единственный сын Измаил Хызырович, в разные времена работавший инженером в шахтоуправлении, градоначальником Карачаевска, деканом художественно-графического факультета, начальником управления по качеству внутривузовского контроля в КЧГУ…
Помнится, когда я впервые переступила порог гостеприимного дома Измаила Хызыровича, где меня радушно встретили он сам и его супруга Александра Сарцилина, я увидела двух прелестных девушек и поинтересовалась, как зовут дочерей хозяев. Измаил Хызырович тепло улыбнулся и ответил: «Старшая – Аджуа, младшая – Елена». Я не зря задалась прямо с порога таким вопросом, потому что в них не было никакого сходства: старшая – копия отца – такой же энтузиазм, блеск в красивых, черных, как смородина, глазах, словоохотливость; у младшей – славянская внешность и такая же немногословная сдержанность. Первая мысль, которая приходит в голову, что Шура Сарцилина – вторая жена Байрамукова, и он взял ее с ребенком. Измаил Хызырович долго хохотал: «Все гораздо проще, чем ты думаешь. Старшую дочь Аджуой мы назвали в честь моей мамы, а Лену – в честь моей тещи».
Сейчас множество людей устремились в архивы – к истории собственной семьи, своего рода. Аджуа и Лена с детства росли на рассказах о своих родных – дедов, прадедов, прапра… В архиве их отца, к сожалению, недавно ушедшего из жизни, хранятся уникальные материалы из жизни как рода Байрамуковых, так и Учкуланского ущелья, откуда он пошел, старинные дагерротипы, снимки, уникальные книги, статьи известных просветителей Карачая и Балкарии, ставшие раритетами в наше время. Но они всегда были доступны для детей.
Нам не всегда дано знать, с чего человек начинает свое восхождение к личности, к своему назначению. Но в свете вышесказанного не вижу ничего удивительного в том, что, окончив школу, обе поступают в КЧГУ и становятся впоследствии: Аджуа – доктором педагогических наук, а Лена – кандидатом экономических наук. И поскольку мой рассказ об Аджуа Измаиловне, я в первую очередь поинтересовалась у нее: «Неужели тебе, молодой, красивой, довольно образованной для своих юных лет, девушке, не хотелось поехать учиться в Питер или Москву и пожить студенческой жизнью в большом городе без маминых, бабушкиных солений, варений, пирогов?»
– Я выросла в семье, где было три поколения филологов, литература так и витала в воздухе вокруг меня. Признаться, как и все подростки, я писала стихи, маленькие рассказики, конечно же, не для чужих глаз, а в «стол», и мысль о том, чтобы попробовать поступить в Литературный институт им. Горького, меня посещала неоднократно, точнее, до тех пор, пока я не прочитала в одном из журналов совет, данный известным писателем Иваном Поповым начинающей писательнице Ларисе Васильевой: «Я не очень понимаю, что такое теперь литинститут. Но то, что ты окончишь именно общежитие Литературного института, это мне ясно. Филологический же факультет даст тебе образование». И я без раздумий отнесла свои документы на филфак КЧГУ…
Окончив университет, Аджуа начинает работать ассистентом кафедры русского языка и одновременно берется за работу над кандидатской диссертацией. Защитив ее, девушка принимается за докторскую. В 2015 году Аджуа Байрамукова на базе Дагестанского государственного педагогического университета защищает докторскую диссертацию на одну из сложнейших и увлекательных тем современности: «Лингвоэнциклопедизм В. И. Даля в свете его системной лексикографии». И даже оппоненты не могут сдержать похвал, судя по отзывам из стенограммы защиты: «Диссертация получилась уникально содержательной, раскрывающей разные грани сложнейшего феномена отечественной науки и культуры.
Автор смогла выделить метанаучную теорию Даля, определить типы лексографических его практик, рассмотреть принципы построения комментариев, словарей, структур дефиниций, причем все это в корреляции каждого типа текста со словарем».
Все восторженные отзывы далее приводить не буду, дабы не перегрузить свой текст всякими научными, неудобоваримыми, если не сказать, неинтересными для непосвященного терминами, но, как говорила мой любимый педагог МГУ, в котором я училась, Елизавета Петровна Кучборская, «настоящая наука не может быть неинтересной или зависеть от того, какая погода «на дворе» – эпоха застоя или ветры перемен». И в этом можно убедиться, побывав на лекциях Байрамуковой, которыми студенты заслушиваются, даже те, которые привыкли на всех других лекциях сидеть с лицами постными, безразличными, будто мух наглотались! И все потому, что Аджуа, став доктором наук в столь раннем возрасте, не покрылась глянцем, не возвысилась, не смотрит на студентов свысока, напротив, какой была, доброжелательной энтузиасткой, доброжелательной, а не добренькой, у которой можно выпросить желанную отметку либо купить ее за определенную «таксу», такой и осталась. Являясь знатоком, не побоюсь этого слова, русской речи и языка, во многом благодаря изучению литературного наследства Даля, Аджуа Измаиловна, как может, как умеет, борется за его чистоту, умеет, как никто другой, показать студентам его своеобразие и прелесть.
В 2018 году Аджуа Измаиловна успешно руководила проектом «Учим русский язык, играя!», который выиграл в рамках конкурсного отбора «Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка» основного мероприятия «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку», финансируемого Министерством просвещения РФ. Она – обладатель грантов Главы КЧР в номинации «Молодые научные работники» за достижения в научно-исследовательской работе и в организации учебного процесса за 2013-2014 годы.
– Аджуа Измаиловна, вот хочу спросить, оказало ли какое-либо влияние на твою судьбу близкое соприкосновение с великим лингвистом Владимиром Далем?
– Как я уже сказала, я всегда была близка к его творчеству, настолько близка, что в комнате отца, всех моих трех незабвенных тетушек, где его словари были настольной книгой, которую каждый из нас мог взять в любой момент, я «зависала» часами, вместо того чтобы музицировать, рисовать или просто играть на улице с подружками. Благодаря ему я, можно сказать, научилась работать «на острие» филологических исследований.
И это не пустые слова. Профессор кафедры русского языка КЧГУ Аджуа Байрамукова – автор ста научных публикаций, двадцать из которых опубликованы в изданиях, включенных Министерством образования России в перечень ведущих научных журналов и изданий, она – автор и соавтор шести учебно-методических комплексов по современному русскому языку. Практически все работы Аджуа Байрамуковой вошли в «Библиографический указатель: В. И. Даль. Биография и творческое наследие», подготовленный учеными Москвы и Луганска. Она – старший эксперт по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку в республике.
– Аджуа Измаиловна, говорят, ты с компьютером настолько на короткой ноге, что все программы типа Microsoft Word, Microsoft Ехсеl, Microsoft PowerPoint и другие у тебя «отлетают от зубов». Так зачем иному, такому же продвинутому в сетях, студенту морочиться с конспектами, лекциями, когда можно зайти в Интернет и узнать все интересующее его о досточтимом Владимире Дале?
– Чтобы не сочли хвастовством, я лучше предложу вашему вниманию отзыв одной из самых авторитетных, уважаемых женщин Дагестана, писательницы Фазу Алиевой, которая очень любила Карачаево-Черкесию и живо интересовалась всем, что происходит в ее культуре, науке и так далее. Так вот, прочитав мою монографию, она сказала: «Байрамуковой проведена огромная работа, которая является актуальной в век исследования сложных систем, ведь никакая компьютерная сложная система не может быть сопоставима с той сложной системой, которую демонстрирует лингвоэнциклопедизм Даля».
Разумеется, хвастовство и Байрамукова – вещи несовместимые, тем не менее и ложную скромность Аджуа считает такой же глупостью, разве что менее опасной, как и тот безудержный эгоизм, который заставляет людей забывать тех, кто им помог. Поэтому интервьюировать ее на тему любимых своих педагогов – все равно что расспрашивать вулкан, потому что она начинает сыпать именами, фамилиями, фактами… И, конечно же, в этом ряду всегда прозвучат имена ее незабвенного отца, Измаила Хызыровича, и мамы, Александры Ильиничны, которая, кстати, также человек ученый – доцент, кандидат филологических наук, начальник учебного управления КЧГУ.
И мне хочется пожелать напоследок Аджуа Измаиловне, чтобы она стала носителем не только большой русской культуры, но и продолжателем дела своих отца, деда, прадеда в поисках нравственных деяний и высочайшим авторитетом для окружающих, какими были они в свое время!
{{commentsCount}}
Комментариев нет