День республики № 147 от 28.09.2021

Ни минуты покоя

29 сентября в 12:04
33 просмотра
На снимке: Долаев каждый день проверяет ход ремонтно-строительных работ.
На снимке: Долаев каждый день проверяет ход ремонтно-строительных работ.
Источник — Фото автора.

Вынесенное мною в подзаголовок присловье – кредо, которого вот уже больше 35 лет придерживается в своей работе глава Верхне-Тебердинского сельского поселения, заслуженный работник муниципальной службы КЧР Ибрагим Гилястанович Долаев (на снимке). Окончив в 1977 году физико-математический факультет КЧГПИ, Ибрагим начал преподавать в восьмилетней школе станицы Исправной. В 1961 году Долаеву предложили место секретаря сельсовета в родном ауле Верхняя Теберда, а в 1986 году его избрали председателем сельсовета, где он и работает по сей день в той же должности, правда, ныне именуемой «глава поселения»…

– В моей практике мне не раз доводилось встречать, слышать о настоящих, порядочных мужчинах – и в человеческом, и в профессиональном плане удивительно достойных людей. И один из них – это Ибрагим Долаев! – так отзывается о нем верхнетебердинец, доктор медицинских наук, профессор Алимурат Текеев, – и такого мнения о Долаеве в ауле практически все. А это дорогого стоит…

Аулу Верхняя Теберда, действительно, повезло с Долаевым. Вот не успела я сойти с автобуса и сделать несколько шагов, как бросилась в глаза чистота улиц, несмотря на осень, во дни которой мусора везде хватает – это и ботва с огородов, свисающая с деревянных изгородей, это и роняющие листья деревья, прелые плоды, которые, если только человек не держит кур, гусей, надо выбрасывать на помойку и т. д. и т. п.

 – За порядком в ауле следим строго, – быстро пояснил Долаев, -и сводится все к предельно простому – регулярным санитарным дням, благотворность которых никто не ставит под сомнение.

– Ибрагим Гилястанович, этим летом селяне чуть ли не повсеместно сетовали на нехватку воды, что для бытовых нужд, что для полива огородов, где все сохло на корню, не роптали лишь в вашем ауле. Чем это объяснить?

 – Между тем, именно наша земля больше всего нуждается во влаге, поскольку она сильно каменистая. К счастью, Верхняя Теберда богата родниковой водой, которая, благодаря нашим дедам и прадедам давно поставлена на службу жителям аула. Более того, старики подошли к этой масштабной работе так творчески – опущу технические подробности, – что родниковая вода на всем пути своего следования остается чистой, прозрачной, студеной, как и у истока. Вода со временем была проведена по трубам во все дома. Другой вопрос, что трубы в силу своего возраста, они с 1979 года функционируют, поизносились, местами дали течь, и посему не так давно была произведена замена трухлявых металлических труб на пластиковые протяженностью шесть километров. Как минимум, еще порядка 12 километров водопроводных сетей требует замены…

 – И сможете это «вытянуть» в финансовом плане?

– В одиночку – нет, потому возлагаем надежды на поддержку главы администрации района Спартака Кущетерова, для которого вопросы, связанные с привлекательностью, удобством жизни людей в селе, всегда во главе угла.

Говорим с Долаевым о разном, без четкой последовательности. Например, после водоснабжения завели речь о трудозанятости населения.

 – Если говорить о рабочих местах, то, как и везде, в ауле – стандартный набор: администрация, средняя общеобразовательная школа, детсад «Бемби», Дом культуры, почта, ветеринарный и полицейский участки, врачебная амбулатория.

   Как добиться того, чтобы люди, в особенности молодые, не почувствовали своей ненужности? Эта мысль не дает Долаеву покоя все эти годы, и он всеми правдами и неправдами пытается устроить людей на временные общественные работы.

– Наиболее обеспеченная часть населения, конечно же, пожилые люди, – рассказывает Долаев, – но это не значит, что многие семьи живут на пенсии стариков. Аульчан выручает личное хозяйство. Фантастически нарасхват была белокочанная капуста, ставшая своеобразным брендом аула, но в последнее время все пошло как-то не так, точнее, как в пословице: «Удочки есть, рыба есть, а результат грустный». Капуста резко подорожала, и спрос на нее упал, а вырастить, собрать, сохранить до весны и продать, как обычно, где-то в Ростовской области или Краснодарском крае, да еще в условиях коронавирусных ограничений, стало чем-то из области фантастики. Жители аула вынуждены были повернуться «лицом» и воздать должное и другим культурам – картофелю, моркови, свекле.

Разумеется, все в ауле держат скотину. Согласно последним нашим похозяйственным данным –это 2300 коров, в том числе 740 дойных коров, более десяти тысяч овец, 150 лошадей, с десятка два ослов, которые радуют нас, как детей, попеременно то кротким послушанием, то отчаянным упрямством… Тем не менее, должен заметить, что предпочтение в ауле отдается разведению овец карачаевской породы и лошадей. Дело в том, что эти особи неприхотливы и могут преспокойненько пастись в горах до тех пор, пока будет виден из- под снега хоть один кусочек земли, с сухой, как дерн, травой, а у нас в ущелье ветры редко дают залежаться снегу на склонах гор… Крупный рогатый скот – другое дело. Ему подавай сено, отруби, комбикорм, силос, зерно… Два раза в день –дойка. Два раза, как минимум, уборка в хлеву… И где брать корма? Полей с малахитовыми озимями или крутыми волнами готового к жатве зерна даже во времена Советского Союза в совхозе «Тебердинском» не было, не то, что сейчас. Шагреневой коже были подобны и остаются таковыми и сенокосы в урочище Чегет-тюз. Проблема и со сбытом животноводческой продукции, особенно в межсезонье… В общем, поголовье крупного рогатого скота также потихонечку уменьшается в ауле…

За окном внезапно начинается дождь и столь же резко меняет тему разговора Ибрагим Гилястанович: «Весь август молодежь пропадала в горах, косила траву, выкашивала все, даже неудобья, самое время спускать сено, и, как назло, дожди зачастили, причем, каждый день ближе к вечеру. Кстати, насчет дождей. Каждый раз, когда начинается паводок, Теберда не только съедает свои берега, но и, выплеснувшись из них, начинает петлять и прокладывать себе путь, где заблагорассудится. Но более всего она облюбовала богатые сочными, душистыми травами луга и поляны в низине вдоль реки, где, по обыкновению, всегда пасутся телята, ягнята, словом, малыши, и,  играючи, каждый раз оголяет эту территорию до камней… В общем, строительство как можно больше берегоукрепительных сооружений в ауле не помешало бы…

 – Река Теберда делит аул пополам, на так называемую старую часть(левобережье) и новую часть(правобережье). Старая часть, как известно, была основана в 1869 году, новая – в 1957 году, когда карачаевский народ вернулся из депортации на родину. На мой взгляд, у новой части лишь одно преимущество перед старой: федеральная трасса, которая через нее пролегает. Старая же, на мой взгляд, и практичней, и целесообразней, и удобней для жизни, ибо все под рукой: горы, пастбища, родники, лес, а значит, и дрова на зиму, тем более, что земля не слухом, а молвой уже полнится, что грядущая зима обещает быть очень холодной…

– Дежурные поленицы есть в каждом дворе, а по большому счету отопление домов зимой – крайне хлопотное и дорогое удовольствие. Угля нет в республике, за машину дров ГАЗ-66 просят от восьми до двенадцати тысяч рублей, а таких машин на просторный добротный дом потребуется не менее трех. Но как бы ни складывались обстоятельства, традициям хозяйствования, а именно внимание, помощь одиноким престарелым, ветеранам труда, многодетным семьям – администрация не изменяет никогда. Помощь оказывает по всему спектру возможностей – сено, дрова, деньги, продукты…

– Так, а где берут дрова остальные жители?

– Даже не думайте, незаконной вырубкой леса тебердинцы не грешат. Заготовить дров на зиму помогает во многом река – весной в половодье она прибивает к берегу очень много дров. Сухостоя в лесу хватает. Делянки для заготовки дров на зиму выделяет мехлесхоз. Словом, грань между необходимостью и произволом никто не нарушает. Помимо того, что сами ищем, как с максимальной возможностью использовать имеющиеся в наличии, прямо скажем, мизерные средства, чтобы помочь людям, так нам еще очень сильно помогают именитые земляки. К примеру, в нашем ауле три мечети, одна – на левом берегу, две других – прямо на федеральной трассе и обе построены на средства наших земляков – Алисолтана Текеева и Ильяса Текеева. На средства Ильяса Текеева – депутата Народного Собрания КЧР, генерального директора ОАО «НК» Роснефть – Карачаевочеркесскнефтепродукт» был построен также мемориальный комплекс воинам – односельчанам и жертвам депортации карачаевского народа, Ильяс Текеев помог и в проведении реконструкции Дома культуры. Благодаря экс – главе г. Карачаевска Солтану Семенову в ауле был построен спорткомплекс. Всегда готовы помочь родному аулу наши преуспевающие фермеры – Магомед Гочияев, Мухтар Магулаев, Сеит–Умар Эбзеев, Радмир Эбзеев, Шамиль Кипкеев, Замир Токаев и другие.

– Ибрагим Гилястанович, осенью традиционно проводятся месячники пожарной безопасности, вам это как бы ни к чему, потому как осень в Теберде – это туманное утро, днем – рассеянные дожди, прохладные вечера, холодные ночи. А лето было хлопотным?

– Никаких особых хлопот, и не в последнюю очередь потому, что служащие администрации, педагоги, медики, участковый, депутаты поселения, старейшины – каждый по-своему- призывали земляков соблюдать элементарные правила пожарной безопасности на приусадебных участках, в огородах, следили за тем, чтобы не выжигали сухостой вблизи жилых домов либо каких других деревянных построек, ведь до леса в ауле рукой подать и доберись до него огонь – мало никому не покажется. Огонь дорог не выбирает…

– Самый раз о дорогах поговорить…

– В ауле 48 дорог, из них заасфальтированных – всего три. Все остальные –гравийного покрытия. Естественно, когда разгуляется непогода с ливнем, градом, сходом селевых потоков с гор –у всех тотчас складывается понимание того, что нужно быть готовым к любому сценарию. И народ всегда во всеоружии, готов в любой момент выйти расчищать дороги каждый, у кого есть соответствующий транспорт – бульдозер, самосвал, трактор… Естественно, и администрация постоянно увеличивает свои труды для того, чтобы улицы аула были в хорошем состоянии, но без помощи администрации опять – таки редко обходимся…

 – В народе говорят: хуже всего знакомиться с канавой, когда в нее свалишься. Угодить в канаву или в яму на дороге в вашем ауле проще простого, потому как улицы по ночам не освещаются. Это позиция энергосбережения или…?

– Или. Электрические столбы настолько ветхие, что иные опоры при порыве ветра начинают раскачиваться, точно корабельные мачты. Процесс замены начался… Конечно, это вопрос времени, но факт, как только он будет завершен, почти сто светодиодных ламп вспыхнут одновременно с наступлением сумерек…

– А есть еще что-нибудь, что напрягает жителей аула, мешает жить и работать?

– Слабое напряжение электричества в сети. Трансформаторы, говорят, отличаются по классификации напряжения, так в нашем, судя по всему, оно крайне низкое, иначе чем объяснить тусклость света, «капризничанье» компьютеров, телевизоров, холодильников? Службу быта в городах называют «службой хорошего настроения». Службы быта, как таковой, у нас никогда не было и в помине, но, к счастью, хорошее настроение регулярно создают работники Дома культуры. Нам не приходится бегать по ветеринарным клиникам республики, напротив, к нашему ветврачу Темиралию Чомаеву приезжают из соседних населенных пунктов… Не нарадуемся на участкового полиции Радика Боташева, который, помимо своих прямых обязанностей, всегда готов помочь аульчанам, как, например, в разгар пандемии…

– Как расставлялись приоритеты в ситуации пандемии? Затрудняла она работу администрации?

– Пандемия заставила мобилизоваться все службы, особенно, конечно же, медиков, но девочки – а это врач Милана Магулаева, фельдшера и медсестры Фариза и Эмма Эбзеевы, Зарема Тамбиева – справились. Как и везде, прием больных, вызова, прививки. Посещению больных по собственной инициативе счета не составить! Не знаю, чьи грехи искупают наши медики, которые не жалеют ни сил, ни времени, ни средств, чтобы помочь больным, пожилым людям, детям в это трудное время, но свой долг они осознают остро и выполняют его четко, быстро. Нам оставалось лишь быть у них на подхвате: предоставить машину в случае, если не справляется Скорая или возникнет какая –нибудь другая нештатная ситуация, следить за тем, чтобы люди по максимуму принимали все меры предосторожности в амбулатории, школе, администрации, на почте в дни выдачи пенсий и пособий… Ну и рутинную работу – выдача справок, характеристик, регистрация браков, ответы в вышестоящие инстанции и так далее –конечно же, никто не отменял…

Инициативно делая свое дело на одном участке, Долаев в то же время держит в голове картину цельного аульного пространства. Он знает, к примеру, что сегодня непременно в течение дня должен побывать на строительстве дороги, ведущей к кладбищу…

– Дорога обещает быть не только качественной по всем параметрам, она еще будет заасфальтирована, согласно прогрессивных технологий, – поясняет мне Долаев, – так пожелал заказчик, он же спонсор из Москвы – вышеупомянутый Алисолтан Текеев. И мы ему очень благодарны, потому что дорога, по которой мы рано или поздно уйдем из этой жизни, и кладбище, на котором упокоимся навсегда – и есть самое святое…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
местное самоуправление