День республики № 155 от 12.10.2021

Как остановить пандемию отстрела?

14 октября в 12:45
1 просмотр

Разбирая на разных уровнях – как силовых, педагогических, социально-психологических, так и в студенческих аудиториях и на классных часах трагедию в Пермском госуниверситете, мы осознаем, что 18-летнего Тимура Бекмансурова, расстрелявшего недрогнувшей рукой 8 человек и ранившего свыше 40, проглядели семья и школа, врачи-психиатры, продавцы оружия, соседи. Самое интересное, краевая психиатрическая больница находится в ста метрах от дома, где жил стрелок. Теперь, когда в СМИ обнародована его страница в vkontakte, можно судить о нарушенной психике автора: «Что уж держать в тайне, еще со времен начальной школы мне нравится причинять боль людям. Их страдания, страх на лицах – эти эмоции я понимал, ведь они искренние».

Известный нейропсихолог Наталья Наумова пишет: «Каждый раз, когда эти малолетние преступники выкладывают крик души в соцсетях, я понимаю, почему они это делают. Они надеятся, что их остановят…»

Мы беседуем с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей педагогической психологии, начальником социально-психологической службы КЧГУ Л. БОСТАНОВОЙ.

– Лариса Шамильевна, возникает вопрос: как защитить учебное учреждение от атак самих же обучающихся? Мы еще не успели опомниться от массового убийства в казанской гимназии в мае нынешнего года, как пришла новая беда в сентябре в Перми. В такие минуты приходит такая иссушающая нутро бессильная ярость, которая заставляет куда-то бежать, с кем-то делиться, писать посты в Instagram, хватать прохожих за рукав: «Как такое могло произойти?» И тем не менее многое зависит от морально-психологического климата в вузах, колледжах, школах, профессионализма и чуткости психологов, работающих в учебных заведениях, их пристального внимания к новичкам…

– Безусловно, студенты нашего университета не остались безучастными к трагедии в Перми. Во всех академических группах вместе с кураторами они анализировали произошедшее, искали причины деструктивности, агрессии, ненависти к людям убийцы, которому только исполнилось 18 лет. Все это наводит на мысль, что у него, возможно, было психическое расстройство, причины которого еще выясняют специалисты-психиатры.

– Психиатры уточняют: такие одиночки уходят в себя, рвут прежние связи, отсекаются лучшие друзья, знакомые. Словом, человек впадает в так называемый аутизм. Только не в тот, который в фильме «Человек дождя», где показан гений, по своей воле отлученный от социума из-за чувства вины – он когда-то нечаянно обварил кипятком маленького брата. Такие-то никому вреда не причинят…

– Наша служба держит тесную связь с кураторами групп, начальником отдела по молодежной политике и социальным проектам Наурузом Капушевым. И надо отдать должное: молодежи у нас уделяется много внимания: это, к примеру, летний форум «Махар», горно-спортивный клуб «Архыз», лига КВН, народный ансамбль «Шохлукъ-Дружба» и многое другое. Особое внимание мы уделяем первокурсникам, с которыми проводим тестирование, чтобы выявить круг их интересов и помочь сориентироваться в насыщенной студенческой жизни. Именно на начальном этапе студенческой жизни происходит личностная и социальная адаптация 17-18 летних, поэтому так важно, чтобы их устремления были направлены в нужное русло. С ребятами, относящимися к группе риска, также ведется работа. Это такие методы воздействия, как тренинги, психотерапия…

– Любая резонансная история имеет свою завязку, кульминацию, развязку и заключение. И вот сегодня среди обсуждений, круглых столов, дискуссий о причинах трагедии в Пермском университете звучат разные предложения, как поставить заслон подобному. Порой и крайне радикальные. К примеру, один автор в газете «Московский комсомолец» пишет: «А не стоит ли отнести возраст 18-20-летних к психологически переломным и не поставить ли задачу проведения для этой возрастной категории обязательной диспансеризации у психиатра?»

– Разумеется, это недопустимо и идет вразрез с демократическими принципами. И поскольку мы сейчас говорим о студенческой многонациональной аудитории конкретного вуза, в своей работе мы опираемся на уникальное традиционное наследие наших народов, их духовную культуру, что в большей степени служит механизмом защиты и профилактики от негативного и аномального влияния извне.

Здесь речь идет об этнической психологии, ее влиянии на социальное поведение и менталитет молодежи. А это прежде всего чувство гордости за свои корни и родословную, причастность к жизни земляков, уважение к старшим, готовность к диалогу с представителями соседних народов. Важно создавать условия для вовлечения молодых людей в созидательную социальную активность, поощрять их инициативы. Так, наш вуз активно включился в Северо-Кавказский фестиваль «ПоЧитай старших», в рамках которого прошел конкурс чтецов произведений выдающихся поэтов Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Ислама Крымшамхалова, Алима Кешокова. Участники читали стихи на русском и родном языках братских народов, посвященные Родине, долгу и чести, красоте Кавказа. На мировоззрение молодежи должно влиять духовное наследие высокой поэзии в противовес низкосортной культуре массового потребления.

– Немаловажное значение для душевного равновесия, положительных эмоций обучающихся имеют и социальный комфорт, чувство защищенности, уверенность в том, что ты – часть большого целого и не одинок в этом мире…

– От риторики хочется вновь перейти к наглядным примерам. Не секрет, что пандемия стала испытанием на прочность сплоченности нашего университета, противостояния общей беде. У нас был создан Фонд поддержки работников, студентов, ветеранов вуза, и собранные средства были потрачены на благотворительные акции, в том числе и …погашение долгов перед продуктовыми магазинами и аптеками. При этом было важно сохранить анонимность должников, эта акция основывалась на доверии. Соблюдая физическую социальную дистанцию, мы, студенты, преподаватели, техперсонал, сблизились духовно, о чем говорил выдвинутый слоган «Контагиозность добра сильнее контагиозности вируса».

– Что ж, воспитать – это значит привить молодому человеку комплекс добрых привычек, и психологическое сопровождение здесь играет немаловажную роль.

– Лев Толстой хотел привить нам вкус к жизни, и последние его слова были именно об этом, чтобы человек ценил каждое мгновение своего существования.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Актуально воспитание детей духовно-нравственное воспитание молодежи КЧГУ Лариса Бостанова мнение образовательные организации психолог психологическая помощь социально-психологическая служба студенты