День республики № 155 от 12.10.2021

Воспевающий радость земную

14 октября в 11:29
94 просмотра
Художественный руководитель и солист фольклорного ансамбля «Эски джурт» Башир Шаугенов
Художественный руководитель и солист фольклорного ансамбля «Эски джурт» Башир Шаугенов

Башир Шаугенов родился в 1959 году в а. Нижняя Мара в семье разнорабочего совхоза «Маринский» Джагапара Ильясовича и домохозяйки Халимат Басчиевны. Уже с раннего детства, как и все аульные мальчишки, приобщался к труду животновода: присматривал за домашней скотиной, вместе со старшими поднимался на горные луга в период сенокоса, где был на подхвате (поднести в жаркую страду косарям прохладный суусаб, сбегать к ближайшему роднику за водой), в то же время учась бруском править косу, чисто подбирать сено. А летними вечерами, когда у шалашей собирался джыйын (дружина) косарей, Башир внимал их песням, воспевающим красу родных мест, радость созидания тружеников, честно зарабатывающих свой хлеб, традиции, на которых растут поколения, новый день – продолжение жизни.

Эти песни праведных, надежных мужчин, привыкших полагаться только на свои трудолюбивые руки и отзывчивое сердце, формировали у юного маринца характер и уважение к землякам. И, наверное, в такие минуты у него зарождалось поэтическое воображение, которое впоследствии воплотится в песнях собственного сочинения. Скорее всего, этому способствовала и сказочная красота вокруг – белоствольные березы, на которые богато Маринское ущелье, буковые великаны, террасами опоясывающие горы, и ничем не замутненная небесная синь.

Природа одарила Башира прекрасным музыкальным слухом и редким голосом. Еще в первом классе Нижне-Маринской школы на одном из праздников по просьбе любимой учительницы Хаджат Тугановны Хапаевой он исполнил песню «Тау джайлыкъла» («Горные пастбища»), которой его научил старший брат Борис, уже признанный в народе певец. А любовь к родному языку у него формировалась на уроках Хасанбия Маулиевича Кочкарова, прекрасного знатока фольклора, традиций, духовной культуры карачаевского народа. К тому же учитель сам занимался стихотворством, переложением стихов в трогательные лирические песни, а одна из них, «Джашлыкъ» («Молодость»), стала любимой у земляков. Лейтмотив ее философичен и поучителен – молодость не должна растрачиваться впустую, и когда она, взмахнув крылом, скрывается за высокой горой, человек дает себе отчет в том, как он жил, правильно ли распорядился своей силой и способностями…

По окончании школы Башир был призван на военную службу в Астраханскую область, где активно проявил себя в художественной самодеятельности, играл на гитаре и других струнных инструментах, исполнял песни патриотического и гражданского звучания. Постепенно в душе рождались собственные песни и мелодии, рвущиеся на простор, и когда пришло время, песенное творчество Башира заняло достойную нишу в карачаево-балкарском народном искусстве.

Сегодня он – автор 33 популярных песен на родном языке, многие из которых стали кавказскими хитами благодаря гармонии, созвучию глубоких текстов, где каждая строка доходит до сердца, и самой мелодии, подкупающей лиризмом и романтикой. И стоит только увидеть хотя бы один музыкальный клип с исполнением Башира Шаугенова на фоне захватывающих дух водопадов и альпийских лугов, табунов лошадей и сказочных каньонов, как моментально попадаешь под обаяние мелодического богатства его произведений. И сколько же души он вкладывает в песни о любви, о родном ауле, о первозданной красоте природы – то, что составляет земную радость. И, пожалуй, жизненное кредо Башира можно сформулировать словами из песни его любимого композитора Марата Кочкарова на слова Михаила Витензона:

Тот, кто любит,
Не отступит перед высотой,
Тот, кто любит, смело
Ступит на порог любой.

Но это будет потом, с приобретением жизненного опыта, под влиянием творчества музыкантов и солистов, с кем сводила его судьба. А тогда, после демобилизации, вернувшись в родной аул, Башир возглавил Нижне-Маринский СДК, где в те годы работали настоящие энтузиасты – заведующая библиотекой Раиса Хапаева и художественный руководитель Людмила Хапаева. И им вместе удавалось многое: проводить содержательные вечера, встречи с поэтами и писателями, фронтовиками Великой Отечественной войны, которые еще были живы, приглашать на гастроли артистов, чествовать знаменитых земляков и проводить трудовые праздники «Проводы косарей», «День животновода».

В середине 80-х, перебравшись с семьей в Карачаевск, он становится солистом знаменитого тогда вокально-инструментального ансамбля «Алания», где работали замечательные музыканты: Фома Федосов, Анатолий Шерстовитов, Анатолий Расщупкин, Виктор Трунов, солисты Назбий Кущетеров, Хорлам Алиев, Альберт Токов, Халит Хатуев. Впоследствии составы ансамбля менялись, но «Алания» еще долго радовала зрителей на концертных площадках больших и малых городов, а также на животноводческих точках в горах.

– Многое я почеркнул в плане профессионального мастерства от незабвенных талантливых исполнителей – заслуженного артиста России Халита Хатуева и заслуженного артиста КЧР Альберта Токова, – с волнением вспоминает Башир. – Обладая завидными вокальными данными, они не изменяли своему неповторимому стилю и индивидуальности и, одновременно сохраняя национальную самобытность, шли навстречу русской песне. И когда, к примеру, Альберт Токов под гитару – а его можно было назвать и бардом, и джырчы – народным певцом – пел «Москву златоглавую» («Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные, грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка»), любая аудитория была в восторге и вызывала на «бис». А когда Халит Хатуев своим красивым баритоном исполнял культовую песню «Офицеры», ее слушали все стоя.

– Башир, многие самодеятельные артисты и песенники развивались в основном под чьим-то влиянием. Чей опыт стал для вас путеводителем в творчестве?

– Это прежде всего Маджит Ногайлиев, первый профессиональный композитор Карачаево-Черкесии, музыковед, известный педагог, фольклорист. Он по-новому подошел к народному творчеству. Маджит Узеирович всегда ратовал за то, чтобы фольклорные песни, звучащие в современной обработке, вносили свежую струю в музыку сегодняшнего дня.

Сегодня Башир Шаугенов является художественным руководителем и солистом фольклорного ансамбля «Эски джурт» («Старая родина») отдела культуры и ЦБС Карачаевского муниципального района. Здесь подобраны сильные вокалисты, составляющие ядро коллектива: Энвер Лепшоков (Нижняя Мара), Роберт Узденов (Хурзук), Мурат Акбаев (Кумыш), Казим Шидаков (Правокубанский), Аслан Тотаркулов (Верхняя Мара), Башир Джандаров (Нижняя Теберда), Сухель Будаев (г. Карачаевск). В их репертуаре – старинные карачаевские песни, любимые народом.

– Народные песни – один из инструментов формирования у молодежи патриотизма и любви к родине, – считает Б. Шаугенов. – И тот, кто поет, и тот, кто слушает песню об Эльбрусе или «Катюшу», связаны общим чувством причастности к нашей истории, нашей земле, которых нет роднее и ближе.

В его творческих планах – записать несколько альбомов из созданных им песен, расширить репертуар ансамбля «Эски джурт», привлечь талантливую молодежь для возрождения хорового пения под голосовое сопровождение – эжиу:

– Нам нужно вернуться к своим традиционным культурным корням, которые базируются на наследии, оставленном прадедами…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Башир Шаугенов биография воспоминания курьер муз люди судьба человека творческая деятельность Творческие люди фольклорный ансамбль "Эски джурт" художественный руководитель