День республики № 165-166 от 30.10.2021

И этой боли не развеет ветер…

2 ноября в 11:48
10 просмотров
(стоят) Куля и Сафарбий, (сидят) Айшат Битлустановна с внучкой Аминат
(стоят) Куля и Сафарбий, (сидят) Айшат Битлустановна с внучкой Аминат
Источник — Фото из семейного альбома Шхагошевых

Сегодня никто не сможет сказать, сколько человеческих жизней в годы репрессий было сломано в один миг, как много невинных людей подверглось жестокому и бесчеловечному обращению. Известно лишь то, что миллионы репрессированных, а также их дети, оставшиеся без родительской опеки, на себе ощутили грозное и убивающее влияние тоталитарного режима.

Были репрессированы и раскулачены невинные люди, которые трудились на совесть, воспитывали своих детей, благоустраивали свой быт. Более того, давали возможность односельчанам работать и зарабатывать…

Я расскажу лишь об одной семье, которая, как и все другие, была достойна счастья. Но не сложилось, не случилось. И виной тому – чужая злая воля…

Хаджи-Бекир Шхагошев родился в ауле Хахандуковском (ныне Али-Бердуковский) в 1878 году. Он был сыном Ахмеда Шхагошева – выходца из большой состоятельной семьи, в которой родилось семеро детей.

Семья Шхагошевых имела десятки тысяч овец и голов крупного рогатого скота; около тысячи пчелиных ульев; располагала многочисленными амбарами, сады ее были наполнены десятками тысяч плодовых деревьев. Самый первый магазин, появившийся в ауле, принадлежал Шхагошевым…

В 1932 году у Хаджи-Бекира Шхагошева имелось следующее имущество: жилой дом двухэтажный, 3000 голов овец, 1000 голов крупного рогатого скота, более 500 дойных коров, 8,5 сотни пчелиных ульев, десятки амбаров, сельхозинвентарь и другое имущество. И в этом году Постановлением тройки при ПП ОГПУ СКК и ДССР от 21.09.1932 года Хаджи-Бекир Шхагошев был приговорен лишению свободы сроком на один год за проведение антисоветской агитации, с конфискацией имущества.

Стоит ли удивляться, что перечисленное имущество перешло в собственность колхоза? А усадьба Хаджи-Бекира Ахмедовича впоследствии использовалась в качестве колхозного двора…

Вот что рассказывала много позже внучка Хаджи-Бекира Шхагошева Аминат:

– Эта история произошла во времена всеобщей коллективизации и раскулачивания. Моя бабушка была родом из аула Хахандуковского (ныне Али-Бердуковский). Фамилия моей бабушки Шхагошева. Социальный статус этого рода в те времена был высоким – первостепенные дворяне.

Во времена репрессий на территории, принадлежавшей Шхагошевым, разместили колхозный двор. Сейчас на той территории – более шестидесяти дворов. Одной из больших долей в колхозном имуществе стали отары, стада и табуны братьев Шхагошевых.

Бабушка Айшат, урожденная Галибердова, в то время была на сносях. Как рассказывала родная сестра моего дедушки Аминат, роды проходили в сакле, на глиняном полу, укрытом буркой.

Так случилось, что в этот момент во двор, а потом и в саклю зашли аульчане, ставшие членами колхоза и участвовавшие в изъятии и раскулачивании зажиточных семей, вместе с представителями НКВД.

Увидев бурку, постеленную на полу под рожающей женщиной, один из представителей новой власти, которому приглянулась вещь, взял ее за края и, откатив на голый пол Айшат, вырвал из-под нее бурку. Чуть позже Айшат родила родного брата моей матери Сафарбия…

Родного отца, Шхагошева Хаджи-Бекира Ахмедовича, Сафарбий так никогда и не увидел. Несчастная Айшат Битлустановна, оставшаяся без мужа, без жилья и средств к существованию, с двумя маленькими детьми из рода Шхагошевых, стала супругой Масхуда Увжуковича Тамазова из аула Хабез. И именно этот замечательный человек стал фактически отцом для Кули и Сафарбия.

Уже с малых лет Куля работала на полях. Вместе со своей матерью Айшат и отцом Масхудом, а также другими тружениками села она выращивала превосходные урожаи овощей и бахчевых в районе «Хэкужь» (ныне место проведения скачек). Во время войны вместе с односельчанами Куля не покладая рук работала для того, чтобы обеспечить фронт и тыл продовольствием.

Наверняка не найдется ни одного квадратного метра полей Хабеза, где не ступала нога Кули. Как лучшую звеньевую ее как-то поощрили племенной пуховой козой с козлятами. По словам дочери Кули Аминат, благодаря этому в семье долгое время было молоко, а в хозяйстве не переводились козочки-двойняшки…

За годы самоотверженной работы Куля была удостоена медали «Ветеран труда», она была признана также ветераном войны…

Сафарбий вырос и стал первым дипломированным инженером в ауле Хабез и совхозе «Хабезский». Впоследствии ему доверили должность главного инженера в «Сельхозтехнике» в ауле Малый Зеленчук. И ровно 30 лет своей трудовой деятельности Сафарбий отдал этой работе. Отличный профессионал, он был участником всесоюзного семинара, проходившего в г. Днепропетровске, где делился опытом своей работы.

За самоотверженный труд Сафарбий был удостоен множества наград. Его неоднократно поощряли путёвками в санатории и Дома отдыха…

Ни Кули, ни ее брата Сафарбия уже нет в живых. Лишь четыре строчки, высеченные на граните у изголовья над их могилами, говорят о боли, пережитой этими людьми.

Вопрос, как сложилась судьба Хаджи-Бекира Ахмедовича Шхагошева, никогда не давала покоя его детям. Сафарбий обращался с запросами в разные инстанции, в архивы… Увы, безрезультатно. Справедливость в отношении Хаджи-Бекира Ахмедовича восторжествовала лишь много лет спустя – согласно справке прокуратуры КЧР № 35 от 07.05.1996 года Шхагошев Хаджи-Бекир Ахмедович полностью реабилитирован…

Люсана АБИДОКОВА
заслуженный журналист КЧР
Поделиться
в соцсетях
Айшат Шхагошева биография воспоминания история люди раскулачивание зажиточных семей семья судьба человека Хаджи-Бекир Шхагошев