День республики № 167 от 02.11.2021

Разговор на пальцах

3 ноября в 12:09
2 просмотра

Еще несколько лет назад вызов врача, посещение социального учреждения или банка для неслышащих людей в нашей республике могли стать неразрешимыми проблемами. Но теперь благодаря слаженной работе диспетчерской службы на базе Карачаево-Черкесского регионального отделения Всероссийского общества глухих у них нет никаких затруднений и коммуникативных барьеров.

Диспетчеры Ирина Волкова и Юлия Коломойцева стали посредниками в медицинских и образовательных учреждениях, в судах, правоохранительных органах, при оформлении документов и др.

– Юридические вопросы – одни из самых популярных: как оформить те или иные документы, как приватизировать жилую площадь, как оформить отношения в ЗАГСе и так далее. От специалиста требуют компетенции вообще во всем: хочешь того или нет, придется разбираться в широком спектре вопросов, – рассказывает о своей работе Ирина Волкова.

В диспетчерской службе Ирина трудится уже три года. Улыбчивая и приветливая девушка легко находит общий язык с людьми и располагает к себе. У самой Ирины родители – слабослышащие, и она прекрасно знает проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются такие люди.

– Я еще в детстве поняла, что мои родители отличаются от других, потому что когда мы ходили по магазинам или в какие-либо учреждения, то я всегда говорила все за маму и за папу и переводила им. Это сейчас как-то более спокойно воспринимается окружающими, а раньше родители стеснялись на улице что-то спрашивать. Боялись, вдруг что-то не поймут или неправильно скажут. И всегда просили сказать то одно, то другое. И я всегда за них все с самого детства говорила. Тогда я и начала учиться жестовому языку, – поделилась диспетчер русского жестового языка Ирина Волкова.

У Юлии Коломойцевой, которая работает в диспетчерской службе на базе КЧРО ОООИ ВОГ уже второй год, родители тоже имеют нарушения слуха. Осваивать русский жестовый язык девушка стала по примеру мамы, Валентины Коломойцевой, которая, несмотря на слабый слух, работает сурдологом-переводчиком. Для своих подопечных Юлия незаменимый помощник в освоении новых технологий и покупке бытовой техники. Кроме того, Ю. Коломойцева оказывает помощь в осуществлении онлайн-операций через электронные сервисы госструктур.

– Самое главное, чтобы человек понял тебя, очень важно найти контакт. Глухие и слабослышащие люди очень обидчивы. Не так сынтонировал, не так посмотрел – все, они обиделись. Поэтому очень важно, чтоб тебя понимали, и всегда улыбаться, – делится секретами работы Юлия Коломойцева.

Как рассказала председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Всероссийского общества глухих Асият Акперова, несмотря на то, что диспетчерская служба оказывает помощь всем инвалидам, знание русского жестового языка – главное условие для диспетчеров.

– У нас дефицит кадров, очень мало людей владеет таким навыком. Поэтому мы обратили внимание на семьи, где есть слышащие дети, которые владеют русским жестовым языком. Они живут в этой среде, знают, как правильно общаться и вести себя со слабослышащими и глухими, легко могут найти к ним подход, – сказала Асият Ибрагимовна.

Созданная в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» диспетчерская служба предоставляет информационно-переводческие услуги для людей с нарушениями слуха. Диспетчеры преобразовывают поступившую от инвалидов текстовую или жестовую информацию в голосовую информацию и обратно для передачи глухому человеку. Благодаря средствам связи, например мобильному телефону, факсу, интернету или видеотелефону, люди с ограниченными возможностями здоровья могут из любого уголка республики с помощью диспетчерской службы обратиться в различные организации. Наряду с инвалидами по слуху услугами диспетчерской службы могут воспользоваться и слышащие граждане, и родственники инвалидов по слуху, а также государственные организации региона.

Созданная в 2017 году диспетчерская служба уже показала свою эффективность. Только в прошлом году специалистами диспетчерской службы было проведено 2498 консультаций граждан с инвалидностью по слуху. В 2021 году круг обслуживаемых лиц расширился и кроме инвалидов по слуху к диспетчерам могут обратиться слабовидящие, слепые и другие инвалиды.

Ирина Волкова и Юлия Коломойцева рады таким изменениям и увеличения объема работы не боятся.

– Мы оказываем помощь людям, защищаем их интересы и, можно сказать, живем их жизнью. Они решают с нашей помощью очень много вопросов. Даже по вопросам вакцинации звонят, консультируются. У нас есть график работы, но во всех социальных сетях указаны и наши личные номера, чтобы в случае экстренной ситуации к нам могли обратиться за помощью в любое время суток. Мы нужны людям, а значит, будем работать, – сказала Ирина Волкова.

Обратиться в диспетчерскую службу на базе регионального отделения Всероссийского общества глухих можно по видеотелефону: 8 (8782) 28-41-12; 8 (8782) 28-41-13; телефону/факсу: 8 (8782) 23-61-20; мобильному телефону (смс, Whatsapp, видеозвонок) 8-928-395-89-58 – Мегафон, 8-989-787-31-18, электронной почте (e-mail): kchrsurdo@mail.ru. Режим работы: понедельник – пятница с 08:00 до 17:00 без перерывов.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях
Асият Акперова Всероссийское общество глухих госпрограмма диспетчер диспетчерская служба доступная среда инвалиды Ирина Волкова консультации КЧР люди с ограниченными возможностями здоровья помощь русский жестовый язык социальное учреждение социальные услуги соцпомощь Черкесск Юлия Коломойцева