День республики № 178 от 23.11.2021

Ставка – на учение с увлечением

24 ноября в 13:55
17 просмотров
Источник — Фото автора

Этой осенью начальник управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района Зурида Хатуева удостоена высокого звания «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».

Как считает Зурида Юсуфовна, ей просто неимоверно повезло быть частью большого уникального педагогического сообщества и своей наградой она обязана таланту, мастерству, подвижничеству коллег, которые вносят неоценимый вклад в учебно-воспитательный процесс: «Это звание – оценка общего труда коллектива единомышленников, преданных своему назначению». А она сама всегда готова к диалогу, поддержать инициативу, найти необходимые слова для поддержки творческих начинаний педагогов.

Руководитель новой формации, грамотный менеджер, в корне изменившая работу с педагогическим корпусом Карачаевского района, З. Хатуева приложила немало сил для модернизации школьных и дошкольных учреждений при постоянной поддержке Министерства образования и науки КЧР и главы администрации района С. Кущетерова. Коллегиальность и искреннее внимание к жизни педагогов – ее стиль работы. По ее инициативе под рубрикой «Да святится имя твое, Учитель» на страничке в Инстаграм выходят очерки о лучших педагогах района и их опыте. Это – своего рода Книга почета, которую коллективно пишут методисты управления.

– Зурида Юсуфовна, нынешний учебный год начался в Карачаевском районе с высокого старта – открыты три «Точки роста», и в итоге их на сегодняшний день уже девять. Можно уже судить об их эффективности в реализации основных и дополнительных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей?

– Сразу хочу отметить, что координатором проекта в районе является талантливый и креативный программист, директор Коста-Хетагуровской школы Борис Кулаев, который проходил обучение и стажировку в Москве, Грозном. Кстати, Борис Черменович отмечен Благодарственным письмом В. В. Путина за работу в период пандемии. Он постоянно обменивается опытом, ретранслирует успешный опыт использования современных образовательных технологий. Во многом благодаря Борису Черменовичу система «Точек роста» в районе работает как единый отлаженный механизм. Поток учителей, желающих провести уроки на базе «Точки роста», растет с каждым днем. Часто в «Точке роста» устраивают различные внеклассные мероприятия. Но главное – занятия в «Точке роста» нравятся детям. Там всё для них интересно, начиная с того, что они сидят не за партами в три ряда, а на мягких пуфах или за круглым столом, где нет галёрки и все на равных, и заканчивая интерактивной доской и телефонами, за которые их не ругают, напротив, гаджеты в «Точке роста» активно используют для тестирования.

А в Каменномостской СОШ, где работает известный за пределами Карачаевского района педагог Айтек Чагаров, прославившийся мастерством в ремесленном искусстве, сейчас запущена видеостудия, благодаря которой учащиеся могут виртуально побывать в любой географической точке планеты или посетить известные музеи, театры, выставки. «Точка роста» в этой школе позволила использовать квадрокоптеры при составлении 3D-карты аула Каменномост. Видео в трехмерном изображении размещено в сети Интернет, и уже многие выходцы из Каменномоста, живущие далеко от родных мест, по достоинству оценили этот проект. Преподаватель этой же «Точки» Ануар Ортабаев в настоящее время готовит презентацию по информатике, которая поможет в обучении самым современным языкам программирования, чтобы наши сельские дети были на одной волне, выражаясь современным языком, со сверстниками из мегаполисов.

– Не секрет, что в педагогическом корпусе Карачаевского района немало замечательных учителей-предметников, постоянно работающих над собой, совершенствующих свое педагогическое мастерство, доводя его до «высшего пилотажа». Недаром классик педагогики В. Сухомлинский изрек: «Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться»…

– Уровень доверия в обществе к учителю высок. Но и требования – не меньшие. Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Учитель – это состояние души, образ жизни.

Учителя разные, но есть одно качество, которое объединяет их всех, – любовь к детям. Это качество является главным во все времена. Настоящий учитель знает: чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её получаешь.

К примеру, заслуженный учитель КЧР, учитель русского языка Коста-Хетагуровской СОШ Аклима Аджиева, у которой за плечами тридцатилетний педагогический стаж, имеет одну запись в трудовой книжке. Она преданна родной школе, хотя живет в городе Карачаевске. И здесь нет ничего удивительного – учительница полюбила не только школу, но и село, которое отвечает ей взаимностью. У Аклимы Рамазановны разработана авторская методика подготовки выпускников к ЕГЭ. И результат налицо – ее выпускники успешно сдают госэкзамен по основному предмету для получения аттестата. В настоящее время, когда русоведы озабочены подготовкой к декабрьскому сочинению, ее учащиеся подходят к этому этапу допуска к итоговой аттестации с уверенностью, потому что это не авральная работа, а систематический ежедневный труд по изучению творчества классиков русской литературы, умению анализировать и работать с текстом.

Аминат Пагоевна Чотчаева, учитель математики Хурзукской СОШ, почётный работник общего образования РФ, трудится более 50 лет, ее уроки отличаются тем, что, прежде всего, на них работает каждый ученик. Это достигается умелой методикой и стремлением заинтересовать учащихся, зажечь в них азарт к решению порой неподдающихся задач. Как классный руководитель она в воспитательной работе опирается на традиции, обычаи, народную этику. Выпускники Хурзукской школы отличаются тем, что для них нет невыполнимых задач, об этом говорит их завидный послужной список – они работают в разных сферах как в республике, так и далеко за ее пределами.

Наша гордость – Башир Бытдаев, учитель ИЗО Кумышской СОШ, член Союза художников РФ, почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник культуры КЧР, который привнес в наше педагогическое сообщество особый дух творческих исканий, подвижничества. Он не только учит детей рисованию, но и, широко раздвигая рамки учебной программы, дает мастер-классы по лепке, гончарному искусству, во внеурочное время вывозит детей на пленэры в живописные места Карачаевского района. Я уверена, что будущее обучения ИЗО в школе именно за такими педагогами.

Недавно вернулись с Всероссийского форума классных руководителей, который состоялся в Москве, учителя Индира Батчаева (СОШ аула Кумыш) и Лейла Ачабаева (СОШ аула Карт-Джурт). Они приехали воодушевленные свежими идеями и общением с коллегами из городов и весей России и взявшие на вооружение высказывание министра просвещения РФ Сергея Кравцова: «Образование – это не обучение и воспитание, а воспитание и обучение. По закону воспитание стоит на первом месте».

Аза Джандарова, почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса программ и методических пособий, республиканского этапа конкурса «Сердце отдаю детям», учитель химии и биологии СОШ аула Новая Теберда, талантливая, яркая, энергичная – в нашей республике она известна многим, в первую очередь зарекомендовала себя как страстный и увлеченный эколог, стоящий на защите природных богатств родной земли. С детьми она ведет большую исследовательскую работу, тесно сотрудничает с ПАО «РусГидро», Тебердинским заповедником. Три ее ученика являются обладателями грантов Президента РФ в поддержку талантливой молодёжи. Под руководством Азы Ганнаевны десятки школьников в разные годы становились победителями и призерами международных, всероссийских, региональных конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских конференций.

– Старый школьный афоризм гласит: «В работе с детьми самое трудное – это работа с их родителями». Зурида Юсуфовна, как осуществляется связь с родителями? Насколько я знаю, номер вашего телефона доступен каждому – он размещен на официальной странице управления в Инстаграм.

– Я часто бываю на общешкольных родительских собраниях, где поднимаются разные текущие вопросы. На днях, к примеру, в Кумышской, Джингирикской, Правокубанской школах речь шла о подготовке учащихся к ЕГЭ. Главная проблема, с которой мы сталкиваемся, – родители не знают предпочтения своих детей, зачастую это связано с тем, что папы и мамы мало уделяют внимания беседам с детьми, их в основном интересует, сыты ли они, одеты, обуты. И отсутствие этой духовной связи оборачивается тем, что выпускники к моменту окончания школы не определились с выбором предметов для сдачи экзаменов и с выбором профессии соответственно. В этом плане мы рекомендуем родителям вместе с детьми подключаться к Всероссийскому марафону «Шоу профессий», который проходит в онлайн-режиме на интернет-платформе.

Мы уделяем большое внимание обучению детей начального звена и их родителям, где главное – высокая мотивация к учебе, достижению результатов, учению с увлечением. В течение всего учебного года стараюсь встретиться с данным контингентом, ответить на вопросы, в том числе касающиеся программ дополнительного образования, реализуемых в районе.

– Коль речь зашла о малышах, перейдем к дошкольному образованию. Знаю, что детские сады района в разные годы становились победителями и призерами всероссийских смотров-конкурсов…

– В настоящее время у нас в районе 12 детских садов и 4 дошкольные группы при общеобразовательных школах. Очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения в районе нет. Очень люблю бывать в детских садах, здесь царит особая атмосфера тепла, уюта, детской энергетики.

Каждый наш детский сад – это отдельный мир. Взять, к примеру, «Огонек» в пос. Правокубанском. Детский сад долгое время был всероссийской экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию: обобщенный опыт работы «Огонька» распространялся в России, был рекомендован для внедрения в практику. Главная фишка заключалась в приобщении детей к садоводству и огородничеству на своем учебно-опытном участке, в неординарных утренниках, оформлении рекреаций в виде различных экосистем.

Недавно мы чествовали старейший детский сад «Фатимка» п. Новый Карачай, отметивший свое 55-летие. Он и сегодня является нашим маяком, новатором, применяя инновационные технологии воспитания и развития детей.

У нас нет нареканий к работе детских садов, но я понимаю: нам есть к чему стремиться, к примеру, создавать равные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, соответствовать ожиданиям их родителей, хотелось бы вливания свежих, молодых инициативных сил в наши дошкольные образовательные учреждения.

– Условия пандемии, в которых мы живем уже два года, заставили нас пересмотреть многое: и отношение к жизни, и распорядок рабочей деятельности… Как вы смогли адаптироваться к меняющимся обстоятельствам?

– Начну с вакцинации. Сразу отмечу, что в педагогическом сообществе Карачаевского района к этому вопросу отнеслись ответственно. 96% работников системы образования на сегодняшний день вакцинированы, у остальных – медотвод. С болью вспоминаем коллег, ушедших от нас из-за коронавируса в расцвете лет. Так хочется, чтобы это не стало реалиями дальнейшей жизни.

Переход на вынужденное дистанционное обучение, не скрою, давался непросто. Во многих школах в отдаленных сельских поселениях нестабильный интернет-сигнал, что создавало определенные проблемы. Но мы справились! В этой связи отдельного упоминания заслуживают руководители общеобразовательных учреждений. Так, директор Хумаринской СОШ Хаджи-Мурат Дугужев является флагманом образования в районе. Он всегда умеет отвечать современным вызовам времени. С начала пандемии образовательный процесс в школе был налажен по всем направлениям. Это и обучение детей в дистанционном формате, и видеоуроки, и родительские собрания в режиме онлайн. Здесь уже давно хорошо освоены главные образовательные интернет-ресурсы, поэтому переход на дистанционку в Хумаринской СОШ проходил безболезненно. Я пожелаю своим коллегам не терять бодрости духа, боевого настроя, оптимизма – ведь, заходя в класс, вы видите глаза детей, которые с доверием смотрят и ждут от нас интересных содержательных уроков и сердечной теплоты.

…За рамками нашей увлекательной беседы осталось много недосказанного, ведь тема образования и воспитания в современной школе многогранна, а моя собеседница, безусловно, знающая в мельчайших деталях все, что касается образовательного процесса, материально-технической базы, выявления и поддержки одаренных детей, стимулирования педагогического труда, и – поименно всех своих «звезд», могла бы рассказать много нового, что не уместится в рамках газетной статьи. Но радует то, что в районе у штурвала корабля, бороздящего океан Знаний, стоит профессионал высокой пробы, четко следующий намеченному курсу.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Аза Джандарова Айтек Чагаров Аклима Аджиева Аминат Чотчаева Ануар Ортабаев Башир Бытдаев Борис Кулаев детсад детские дошкольные учреждения детский сад "Огонек" детский сад "Фатимка" дистанционное образование дистанционный режим обучения дополнительное образование школьников дошкольное образование Зурида Хатуева Индира Батчаева интервью Карачаевский район КЧР Лейла Ачабаева образование образовательные организации педагоги Почетный работник общего образования РФ работник общего образования родительское собрание сельская местность Точка роста учителя Центр технологического и гуманитарного образования "Точка роста" человек и его дело