День республики № 178 от 23.11.2021

Суперприложение для чиновников

Вчера в 12:00
 просмотров

Минцифры намерено создать специальное приложение для государственных служащих, в которое войдут мессенджер, средства для видеоконференцсвязи, почта, облачное хранилище и другие инструменты.

По мнению заместителя декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, старшего преподавателя кафедры правового обеспечения деятельности органов власти Сергея РЕШЕТНЯКА, предложение Минцифры объективно давно назрело, поскольку процессы цифровизации, набирающие ход в нашей стране, связаны с переходом от бумажного документооборота к электронному:

– Работа в цифровом формате позволяет оперативнее получать необходимые данные, но сопряжена с рисками, которые стали наглядно видны ещё со времен разоблачений Эдварда Сноудена, который показал, насколько условными вопросы конфиденциальности являются в цифровом пространстве.

После введения санкций и ограничений, направленных на сдерживание России, в том числе и постоянные угрозы приостановки функционирования социальных сетей и прочих программных продуктов, а также появления понимания о наличии прямого доступа иностранных правительств к серверам крупных IT-гигантов вроде Facebook (Meta), Twitter и прочих стало понятно, что для обеспечения бесперебойности работы органов государственной власти и сохранения конфиденциальности информации требуется обеспечить ограничение доступа внешних субъектов к цифровым платформам, через которые осуществляется передача данных государственного значения.

Первоначально шаги в этом направлении предусматривали создание национального программного обеспечения, а также защищенных каналов передачи данных.

Однако на практике сразу возник ряд проблем, которые оказалось достаточно сложно решить.

Прежде всего, речь идет о повышении мобильности современного человека, в том числе и чиновника, в то время как защищённые каналы связи и прочие разработанные механизмы, по сути, «привязывали» его к стационарному автономному рабочему месту, что было крайне неудобно и замедляло скорость работы, сводя к минимуму возможности современных цифровых технологий при работе с информацией.

Вторая проблема заключалась в низком уровне работоспособности программных продуктов, которые предлагались в качестве аналогов иностранным образцам, вследствие чего часто от них отказывались в пользу программных продуктов компаний Microsoft, Google и других, поскольку их облачные технологии, особенно в области корпоративного и государственного администрирования, были в разы совершеннее, оперативнее и функциональнее.

В итоге стремление обособиться от существующих угроз глобальных сетей показало, что существующий уровень технологического развития не позволяет обеспечить одновременно автономность, безопасность и оперативность.

В связи с этим сложилась ситуация, при которой у нас было легальное поле обмена информации, обеспечиваемое закрытыми каналами передачи данных, и фактическое, использующее современные условно защищенные, а по сути не защищенные облачные технологии IT-гигантов.

На этом фоне обозначенное предложение Минцифры должно стать первым реальным шагом на пути создания не только защищенных платформ передачи данных, но и отвечающих при этом требованиям оперативности и функциональности.

А также заглядывающих в будущее, которое уже сейчас приоткрывает нам процесс передачи данных как действия в цифровой экосистеме, позволяющей интегрировать в рамках одной платформы различные способы коммуникации.

Данный шаг действительно является лишь первым, поскольку, если учитывать техническое задание к тендеру на разработку новых автоматизированных рабочих мест, предусматривает лишь создание программного продукта, интегрирующегося под существующие технические средства, используемые на государственной службе. Фактически это программная оболочка, которая позволит, используя технические и программные средства существующих мобильных устройств и стационарных автоматизированных станций, безопасно обмениваться данными в любых современных форматах, обеспечивая закрытость передаваемой информации от внешних взломов и утечек.

Однако есть ясное понимание, что следующим шагом станет разработка уже аппаратных и программных средств отечественного производства, которые позволят стать полностью независимыми от транснациональных IT-компаний, которые во многом зависят от крупных международных игроков, таких как США и Великобритания, что является жизненной необходимостью в свете фактически идущей «холодной» кибервойны.

Это во многом является ещё большим риском, позволяющим сохранить независимость от влияния транснациональных IT-корпораций, уже сейчас имеющих огромное влияние, что показали прошедшие выборы в США, в которых явно наблюдалось манипулирование общественным мнением и вмешательством в избирательные процессы обозначенных компаний.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
госслужащие кибербезопасность конфиденциальная информация Минцифры РФ мнение Мнение эксперта мобильное приложение онлайн-технологии российское программное обеспечение Северо-Кавказский институт РАНХиГС Сергей Решетняк цифровая экономика цифровизация цифровизация органов власти электронный документооборот