День республики № 182 от 30.11.2021

Любовь преодолеет все преграды

1 декабря в 10:37
1 просмотр

Я не имею привычку всматриваться в идущих навстречу людей, хотя успеваю разглядеть их одежду, лицо. Но на днях, поравнявшись с женщиной, шедшей навстречу, увидела глаза, полные слез… Женщина опустилась на скамейку в парке, бросив тяжелую сумку в траву… Мне в этот момент было некуда спешить, и я подсела к ней. Слово за слово – разговорились.

– Мне было 24 года, когда я вышла замуж, – с этих слов начала свой рассказ жительница Карачаевска Лариса М. – По любви? Нет, родители настояли. Я особенно и не противилась, пассии у меня никакой и на тот момент, да и вообще никогда не было, вот я и поверила им: стерпится – слюбится… Но, увы, не то, что полюбить, даже привыкнуть не смогла к мужу. Разумеется, видя, чувствуя такое к себе отношение, стал меняться и муж. Из деликатного, тактичного мужчины он медленно, но верно становился грубияном, циником, стал пропадать на работе, гулять, выпивать…

Через полтора года я родила сына. Роды были тяжелые, и первые месяцы за ребенком, к которому я была абсолютно равнодушна, смотрели попеременно моя мама и свекровь. Помню, как-то смотрим с подругой фильм «Поющие в терновнике», и там такой диалог, мать спрашивает: «Мэгги, за что ты так ненавидишь свою дочь?» Зойка аж руками всплеснула, а я-то знаю, так бывает. Ненавидишь отца, будешь холодна и к его сыну. Еще одной проблемой для меня была свекровь, которая жила вместе с нами. Господи, чего стоило только то, что она ходила за мной по пятам с первых же дней, попрекая меня в расточительстве, и беспрерывно отключая то свет в спальне, то воду в ванной, то газ на кухне… Может, я и привязалась бы к малышу, но она таскала его повсюду за собой, постоянно настраивая против меня… Придешь в отчий дом, расскажешь обо всем маме, а она в ответ, как по губам: «Зачем ты строишь из бытовых травм вселенские трагедии? Сама во всем виновата, ходишь по дому точно ледышка, вот они тем же тебе и отвечают…». Пять лет я прожила таким образом, день и ночь, сожалея о необдуманном замужестве, а потом ушла от мужа. Скажете, неправильно поступила?

Я лишь пожала плечами. Тот, кто предоставляет родным, миру, которому он принадлежит, выбирать для него план жизни, рано или поздно об этом сожалеет, и иногда очень горько… Хотя в этой истории чисто по-человечески жаль обе стороны. Невозможно хранить верность женщине, которая ничем не пытается удержать тебя, приблизить к себе, напротив, тяготится, пренебрегает тобой. Но ведь и женщина, кому это надо доказывать, бывает сострадательна, честна, ласкова и справедлива только с тем, кого она любит…

– Родители со скрипом разменяли свою большую квартиру и обеспечили меня и сына жильем, – продолжает свой рассказ Лариса, – я устроилась на работу в детский садик нянечкой, с малышом потихонечку стали налаживаться чудные, доверительные отношения, у меня появились новые друзья, подруги, но настроение безнадежности, беззащитности оставалось…

Бытует такая шутка, выходя замуж, женщина меняет внимание многих на невнимание одного, но в данном случае, невнимание одного обернулось вниманием многих. Лариса – а она довольно видная, приятная женщина – к ухажерам, которые не замедлили появиться на горизонте, была довольно безразлична, но один из них оказался настолько настойчивым, что она поддалась на его уговоры…

– Он оказался обыкновенным пошляком и альфонсом, – не без досады в голосе говорит Лариса, – собственно, как и многие другие. Кто-то клялся в любви, хотел жениться на мне, но как только узнавал, что, помимо квартиры, дачи и машины, у меня еще есть ребенок – тут же в кусты. Понятное дело, что жизнь не очень любит, когда в семейные гнезда подкладывают кукушат. Другие цинично откровенничали: дескать, надкушенное яблоко и легче съесть, и оно всегда оказывается слаще… Словом, разные встречались на пути мужчины, пока я не встретила Бориса. Собственно, мы были знакомы давно, потому как жили через улицу, но знакомы шапошно, тем не менее, от своих подруг знала, что он – довольно интересная, грамотная личность. Окончил Пятигорский иняз, где изучал французский и испанский, а потом стал самостоятельно изучать арабский и английский. Что он собирает старинные русские пословицы, поговорки, песни, частушки. Что его интересует агрономия, и он даже имел небольшой опыт работы в сельском хозяйстве, но окончательно остановиться на этом не решился. Словом, разносторонне образованный человек. Когда мы с ним близко познакомились благодаря той же Зое, я убедилась в этом. Помню, Борис повез меня и моих подруг – заядлых грибников – в Джингирикское ущелье, где и научил нас собирать грибы. К примеру, мы всегда охотились за белыми грибами, которых в этих местах великое множество, особенно после обильных дождей, и никогда не брали лисичек, разве что полюбуемся их семейством, рассевшимся оранжевым кольцом в лесу, так он нас приохотил к лисичкам следующим образом: связался по скайпу со своим другом – финном из Хельсинки Уско Рантала, и тот рассказал, что финны в большинстве своем никаких грибов, кроме лисичек, не признают, потому что в них никогда не заводятся черви, а во всех остальных, если не черви, то яйца водятся всегда…

Через год после детального знакомства мы стали с Борей мужем и женой. Несходство настоящего с прошлым разительно. На сегодняшний день в нашей семье трое детей. Борис так решил: «Тимке нужны братик и сестра. И мне нужны дети, причем, лучше много, чем мало. Так забот с ними меньше будет. И у тебя, и у меня под рукой на все дела помощники будут…». Боже, когда я поняла, какого чистого, светлого, благородного человека повстречала в своей жизни, в голове стали целыми днями вертеться ахматовские строчки: «Прости, прости, что за тебя я слишком многих принимала…». Я все думала, как много наделала ошибок в своей жизни, ведь можно было попридержать сердце для равного, хорошего человека, а не слушать чужих советов, не тянуться ко всяким. Но при этом и оправдывала себя только одним, одним успокаивала, помните у Куприна в «Суламифи»: «Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит». Только один раз! И он выпал на мою долю.

– Так откуда эти слезы, эти синие круги под глазами?

– Верно говорят люди, беспредельного счастья без предельного страха потерять его не бывает. Три года тому назад Борис вызвался помочь своему другу вывезти сухостой из Худеса, заготовленный им на зиму, на обратном пути машина перевернулась, и Борис повредил позвоночник. Ровно год он мог лежать без болей только на животе, и то если голова была ниже ног, но выкарабкался, встал на ноги благодаря заведующему травматологическим отделением ЦРБ г. Карачаевска Хасанбию Тохчукову, который смог помочь моему мужу не стать инвалидом, а сам, к громадному сожалению, не уберегся от коронавируса…

К сожалению, тяжелые удары стали следовать один за другим для нашей семьи и в этом году. В мае этого года умерла мама Бориса от ковида. Для него это стало большим потрясением, так сильно и нежно он ее любил. Сказать ему: «Побереги себя, старайся поменьше бывать на кладбище, навещать ее стареньких подружек, и если вдруг надумаешь проведать их, помочь им в чем- то, то только в маске и перчатках», было бы святотатством с моей стороны, как и напрасным предупреждением… Как выяснилось, не совсем напрасным. Три недели назад я с трудом добудилась Бориса, он открыл глаза и, будто сквозь сон, пробормотал: «Кто бы знал, как хочется спать», но тут же вскочил на ноги и побежал в ванну. Где-то в обед почувствовал слабость, схватки в животе, головокружение на работе, и его забрала «Скорая». Узнав об этом, я помчалась в больницу. Страшное слово «коронавирус» мелькало в мыслях. Неужели? Нет, нет, не может быть! Но диагноз подтвердился… И первые дни вести о болезни, сообщаемые медиками, были неутешительными. Совсем добила записка, которую он каким-то образом передал мне – обмершей, заклинающей всех и вся о его выздоровлении у входа в госпиталь: «Не думаю о смерти, и думать не хочу, умру, а вы – не верьте, я просто спать хочу! Шутка, родная!» Я почувствовала, как меня накрывает черная волна паники, но силой заставила себя вынырнуть обратно, потому что рядом были дети. Самое страшное в этой ситуации то, что ты ничем не можешь помочь своему родному человеку, потому как в госпиталях существуют крайне жесткие границы, лимитирующие, сводящие к нулю все твои желания, потуги, но я верила, что это всего лишь страшный эпизод в нашей с Борей жизни, но мы сумеем его преодолеть и двинемся дальше. Вы угадали, это были сегодня слезы радости. Борю готовят к выписке, – сказала Лариса и вдруг чему-то улыбнулась. Так мило и хорошо улыбнулась, что верится, любовь, радость и счастье в ее семье останутся такими же неотъемлемыми элементами жизни, как и эта улыбка…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
история из жизни люди На житейских перекрестках судьба человека