Регуляторная гильотина

8 декабря в 13:48
6 просмотров

В мае 2019 года Правительством РФ был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», основной целью которой являлся пересмотр обязательных требований к бизнесу и снижение административного давления на экономику. В июле 2020 года был принят ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ», а 1 января 2021 года «гильотина» опустилась.

Своим мнением по данному вопросу с нами поделилась декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана СТУПНИКОВА:

– Из основных вех реализации механизма «гильотины» видно, что законодательно она была утверждена только спустя год от момента начала ее внедрения. Несомненно, это не могло не сказаться на темпах и качестве работы. Министерство экономического развития РФ заявило, что на начало 2021 г. были отменены более 11,6 тыс. разного рода нормативно-правовых актов, из них – 8631 акт советского периода. Однако не все нормативные правовые акты об отмене были опубликованы. Если учесть необходимость официального опубликования любых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, итоги «регуляторной гильотины» становятся практически бессмысленными. Ведь из 24 отмененных актов, изданных после 1991 г., 2/3 из них оказались неопубликованными; а из 41 акта и документа органов СССР (РСФСР), которые признаны недействующими на территории РФ, 85% – официально не опубликованы.

В настоящее время сами участники рынка весьма осторожны в оценках проведенной реформы и полученного от «гильотины» эффекта. Так, по результатам опроса 90% респондентов вообще не почувствовали на себе ее результатов. А значит, она никак не повлияла на их деятельность. Сильное влияние реформы ощутили только 5% опрошенных. Интересно и то, что более 1/3 респондентов не смогли дать однозначного ответа, а 21% отметили ухудшение условий хозяйствования.

Можно предположить, что результаты реформы еще не смогли в полной мере ощутить участники отношений, но такое скептическое отношение уже сегодня не может не настораживать.

На конец 2020 года (завершение проведения «гильотины») под нее попали 24% нормативных правовых актов. Причем 25% из них были отменены, а 9% переведены в «белый список». Еще 6% оказались «потеряшками», они и не были отменены, и не попали в «белый список». Но самым интересным явилось то, что на 5780 нормативных правовых актов (а это порядка 70%) «регуляторная гильотина» не распространялась. Это касается международных и законодательных актов, актов Президента РФ, ФГОСов, ГОСТов.

Становится очевидным, что «регуляторная гильотина» не всегда попадала в цель, но и попадая, не всегда приводила к ослаблению регулирования. Сама по себе количественная оценка отмененных и пересмотренных нормативных правовых актов не говорит о снижении административной нагрузки. Ведь даже небольшое количество требований может содержать очень жесткие условия регулирования. Несмотря на это, масштабы проведенной реформы являются впечатляющими, поскольку в РФ до настоящего времени не было прецедентов такого масштабного дерегулирования.

Поделиться
в соцсетях
бизнес Министерство экономического развития КЧР Минэкономразвития РФ мнение Мнение эксперта нормативные правовые акты Оксана Ступникова регуляторная гильотина российская экономика Северо-Кавказский институт РАНХиГС