Путешествие в Апулию
1/7
Через Апеннины на юг
Когда я начинал рассказывать об Апулии, меня часто спрашивали: «А где это?» Чтобы прояснить, сразу же отвечаю – это на самом юге Италии, которая, как известно, занимает Апеннинский полуостров. Уважаемый читатель наверняка помнит, как выглядит его контур на географической карте – он напоминает элегантный сапожок на высоком каблуке. Так вот: «каблук с пяткой» – это и есть территория Апулии. Люди появились здесь около 250 тысяч лет назад, самыми древними её жителями были племена апулов, от которых и произошло название этой части Апеннин – Апулия. Но почти одновременно с ними здесь появились племена селентинов, от которых пошло название полуострова Селентина – самой южной оконечности «каблука». Селентина омывается сразу двумя морями – с востока Адриатическим, с запада – Ионическим.
История Апулии – довольно бурная и пёстрая, а одними из первых иноземцев, покоривших эту область, были греки, которые основали здесь некоторые и ныне существующие города. Затем по ней прошли завоеватели многих других стран. Вслед за греками в III веке до н.э. появились римляне, после распада Римской империи – с VI по IX век в Апулии установилась власть Византии. В этот период полуостров Саленто стал местом встречи западного и восточного христианства, поэтому греческие и латинские обряды долгое время продолжали существовать здесь одновременно.
Вторжение в 842 году н. э. сарацинов (название морского разбойничьего племени, распространённое сначала на всех арабов, а затем и на всех мусульман) привело к упадку прибрежных поселений, в результате чего образовался новый жилой центр, несколько удалённый от моря, который стал называться Кассаранум (в широком смысле это название означает «изначальное жилище, дом»). Так возникла нынешняя коммуна Казарано.
Вслед за византийцами на юг Апеннинского полуострова пришли норманны, которые основали графство Апулия, и с 1130 года оно стало частью королевства Сицилия. Позже в Апулии правили анжуйцы, потом – испанцы, французы, и лишь в 1861 году регион стал частью Италии, которой он принадлежит и по сей день. Заметим сразу, что каждый период оставил в Апулии вполне значимые исторические и архитектурно-художественные следы.
В рассказах о путешествиях в Италию, как правило, основное внимание уделяется наиболее известным достопримечательностям, которые находятся в излюбленных туристами местах, таких как Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза и, конечно же, Рим. Апулия посещается существенно меньше, хотя и в ней немало исключительно интересного, неповторимого, а порой совершенно неожиданного. Однако любое путешествие по Италии начинается всё же с Рима, так как именно там находится международная воздушная гавань – аэропорт Фьюмичино им. Леонардо да Винчи, куда прибывают самолёты из России. Сюда мы с супругой Валентиной и прибыли в конце августа 2015 г.
Поездку эту организовали две наши дочери – Юлия и Полина, которые решили устроить отдых всей большой семье, поскольку к этому времени нас разделяли обширные пространства от Северной Америки до Юга России, что побуждало сильное желание собраться наконец всем вместе. Местом совместного отдыха был выбран небольшой городок Казарано на Ионическом побережье, а чтобы попасть туда, предстояло преодолеть по автодороге ещё 700 км с севера на юг и пересечь при этом Апеннинские горы.
Всего нас было одиннадцать человек, включая пятерых детей. Планировалось, что будет заказан напрокат минивэн – мини-автобус, в котором разместится вся компания, а за рулём по очереди будут сменять друг друга два наших зятя – Майкл и Марко, оба весьма опытные водители. Микроавтобус был заказан заранее, но когда настал момент воспользоваться этим заказом, оказалось, что нас ждёт забавный казус. Дело в том, что заказ оформлялся по интернету из США, и контора, которая его принимала, действительно оформила заявку в Риме… но не в Италии, а в Австралии. Оказывается, там тоже есть какой-то Рим, а об итальянском Риме оператор заказа ничего не знал, что для американцев с их знаниями в области географии неудивительно. Так или иначе, вместо общего на всех мини-автобуса были взяты две обычных 4-местных легковушки «FIAT», плюс автомобиль Полины, за руль которого ей пришлось сесть. К слову, в прокатных конторах Рима вообще нет ни мини-автобусов, ни других больших машин. Зачем? Улицы и парковки тесные, поэтому и машины здесь соответствующего размера.
Мы выехали в Казарано ранним утром. Улицы в Риме действительно узкие, по сравнению с ними улицы в России, даже в сельской местности, выглядят явно просторнее. Кроме того, на римских улицах создаётся впечатление, что тебя окружают стаи из десятков жужжащих и снующих жуков! Это молодые люди на маленьких и юрких мотоциклах, которые ловко маневрируют, но при этом ни с кем не сталкиваются и в общем не создают помех движению. «Просто к ним надо привыкнуть», – замечает Полина.
Дорога на окраине города, которую окружают средиземноморские сосны (здесь их называют пинетами), заметно свободнее. Мы выезжаем на сравнительно широкое шоссе, которое ведёт на юг. Это скоростная магистраль, по обеим сторонам которой цветут олеандры – традиционная тяга итальянцев к красоте поистине неукротима!
На горизонте – Апеннинские горы, они постепенно приближаются, вскоре мы поднимаемся на предгорные поля, и здесь становится понятно, сколь серьёзно занимается Западная Европа использованием природных, неископаемых источников энергии. Насколько хватает глаз, хребты уставлены десятками (может, и сотнями!) ветрогенераторных установок, а поля сплошь покрыты панелями солнечных батарей. Для Италии это более чем естественно – ведь газ и нефть дóроги, их приходится покупать за границей, а уголь вообще предписано не применять в европейской энергетике по экологическим соображениям.
Я выражаю своё восхищение увиденным, но Марко реагирует на это скептически. «Ветрогенераторы и мощные аккумуляторы стóят огромных денег, не менее затратны прокладка кабельных линий и соединение всего этого в единую систему, а также обслуживание всех её элементов, – отвечает он. – К тому же ветер непостоянен. При безветрии энергия не производится, а при сильном ветре все лопасти пропеллеров устанавливаются в нейтральное положение, и вращение блокируется – иначе ветряк разрушится. В этой ситуации энергия также не поступает. Солнечные батареи приходится постоянно чистить и мыть… Традиционные электростанции всё же надёжнее, а их электричество дешевле». Увидев моё разочарование, он улыбается: «Всё равно «зелёная» энергия – наше будущее, заниматься ею необходимо».
После полудня мы переваливаем на восточную сторону Апеннинского хребта, и это уже долгожданная Апулия. За перевалом – поля созревающих злаков, посёлков здесь заметно меньше, зато всюду обширные заросли олив, которые тянутся на многие километры. В Казарано мы въезжаем, когда солнце уже приблизилось к горизонту. Городок довольно запутанный, навигатор постоянно сбивается, мы долго ищем арендованный особняк «Вилла Анна», в котором нам предстоит жить в течение 10 дней. Но вот, наконец, нужные ворота найдены. И вовремя – уже начинает темнеть…
{{commentsCount}}
Комментариев нет