День республики № 198 от 28.12.2021

Мы вместе стояли у берегов Стикса

29 декабря в 11:31
3 просмотра

Добрый день, уважаемая редакция! Поводом взяться за «перо» (клавиатуру) и написать это письмо стала статья «Живая вера Ибрагима Катчиева», опубликованная в вашей газете. Статья посвящена настоящему гуманисту, нашему современнику, недавно ушедшему из жизни, кадию Духовного управления мусульман КЧР Ибрагиму-хаджи Катчиеву (пусть Всевышний вознаградит его за земные заслуги).

Так уж сложилось, что про Всевышнего мы вспоминаем тогда, когда становится совсем тяжко в мирской грешной жизни и кажется, что нет выхода из обрушившихся на голову трудностей. Светским людям порой бывает сложно понять мотивы человека, который посвятил себя духовному служению. Часто о многих из них, бескорыстных и смиренных, несправедливо обделенных и не овеянных славой, мы вспоминаем лишь после их ухода из жизни. Это, как в «Песне о друге» А. Градского, тоже недавно безвременно ушедшего из жизни, написанной на смерть великого В. Высоцкого: «… Но, как ведется в святой Руси, сколь поэта ни возноси, Его высь «иже в небеси», ну а тело в земле».

Мне доводилось сталкиваться с Ибрагимом-хаджи в силу своих профессиональных обязанностей, в пору моей работы в должности судебно-медицинского эксперта. Спокойные 80-е годы прошли незаметно, наступали лихие 90-е, затем нулевые; число жертв различных бытовых и техногенных происшествий, криминальных разборок стало резко увеличиваться, и Ибрагим Катчиев в те годы нередко заглядывал в наше учреждение, где «мертвые учат живых», сказать проще, – в морг.

Конечно, приходил он туда не ради праздного любопытства, а по просьбе родственников погибших, по велению сердца и чувства долга, чтобы выполнить все необходимые ритуальные и обрядовые процедуры. Что и говорить, наше учреждение – не для слабонервных. Чего только нам не приходилось слышать от многих людей, которым посчастливилось не увидеть будни нашего «анатомического театра». А вот Ибрагим-хаджи достойно и стойко выполнял свою миссию и с пониманием относился к процедурам, связанным с нашей профессиональной деятельностью. Честно скажу, это была реальная моральная помощь в нашей тяжелой работе. Мы вместе стояли у берегов Стикса, у каждого из нас были свои профессиональные обязанности, которые нужно было выполнять. И мы их выполняли.

В период пандемии часто приходилось слышать, что Ибрагим-хаджи лично помогал людям провести ритуальные обряды перед погребением жертв коронавирусной инфекции. Это уже героизм! Но за героизм тоже приходится платить, порой слишком высокую цену. В своей Нобелевской речи главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов говорил: «…журналисты должны умирать старыми…». В полной мере это можно отнести и к духовенству. Священники должны уходить из жизни в старости, а не в расцвете сил! То, что успел сделать Ибрагим-хаджи для своего села, для всей нашей республики, останется на долгие годы, так уж устроен мир, деревья часто переживают посадивших их садоводов.

Если человек радуется тому, что сделал для кого-то доброе дело, помог в жизни нуждающемуся, он достоин уважения и почтения. И тут возникает недоумение, каким образом чиновники удосужились вернуть представление к награде именно этому Человеку? Кто-нибудь помнит имена и фамилии тех чиновников-бюрократов, кто потребовал «конкретизировать заслуги» такого достойного человека? В нашей небольшой республике все друг друга хорошо знают, тем более религиозных деятелей, поэтому эта ремарка о несправедливости в отношении уважаемого Ибрагима-хаджи меня задела за живое! Но уверен, народы нашей многонациональной Карачаево-Черкесии долго будут помнить светлое имя Ибрагима-хаджи и его добрые дела, а Всевышний, Милостивый и Милосердный, который все видит и все знает, восстановит справедливость и откроет врата Джанната для достойнейшего из своих служителей.

С уважением,
заслуженный врач КЧР
А. БАБОЕВ.

Аскер БАБОЕВ
заслуженный врач КЧР
Поделиться
в соцсетях
воспоминания ДУМ КЧР Духовное управление мусульман КЧР Ибрагим Катчиев из почты редакции люди мусульманское духовенство