День республики № 199 от 30.12.2021

Душа «Тебердинки»

31 декабря в 10:26
25 просмотров
Источник — Фото из архива студии «Тебердинка»

Ни один массовый праздник в Карачаевске – будь то Новый год, День города или выпускной бал на центральной площади, фестиваль и другие торжества – немыслим без этого уникального хореографического коллектива, ставшего визитной карточкой города.

Сегодня лауреату всероссийских и республиканских конкурсов, образцовой студии танца «Тебердинка» уже 31 год. Репертуар коллектива поистине универсален и неповторим – от горских и казачьих танцев до величавого полонеза и венского вальса, от современного хип-хопа до солдатского перепляса. И любой из них цепляет за душу, вызывая восторг, а вместе с ним чувство гордости за замечательных подростков, несущих землякам свет высокого искусства. Это, кстати, оценил и Глава республики Рашид Темрезов, похвалив ребят во время открытия в 2019 году Парка Победы в Теберде, где праздник украсил воздушный феерический вальс в исполнении студии.

Но за кажущейся легкостью красивых движений тринадцати-шестнадцатилетних мальчишек и девчонок, облаченных в дизайнерские сценические костюмы, стоят поистине титанический труд, подвижничество, педагогический талант основателя и художественного руководителя Назиры Шайлиевой.

…Впервые я увидела ее в далеких 80-х годах на фотоснимке в нашей газете. Фотокорреспонденту Замиру Галямову удалось схватить удачный ракурс солистки танцевального ансамбля «Минги Тау» из Учкекена Назиры Шайлиевой: ее руки, взметнувшиеся вверх, словно два крыла лебедя, стремительная стройная фигура, как бы летящая навстречу партнеру, две черные косы, струящиеся до тонкой талии, явно просились на холст художника. Но и этот стоп-кадр можно было причислить к маленьким шедеврам, передающим всю красоту и пластику танцующей горянки… Впоследствии мы не раз встречались мельком с Назирой на мероприятиях, где выступала «Тебердинка». Словом, мое интервью задержалось на десятилетия.

Но… говорят, под Новый год что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. И вот мы сидим с ней за чашкой кофе в одном из уютных кафетериев и неспешно ведем беседу, а я тихо радуюсь тому, что в плотном графике Назиры нашлось время, чтобы «остановиться – оглянуться» и рассказать о себе и о своем детище.

Назира танцевала с малых лет и увиденное на экране кинотеатра или телевизора схватывала на лету – будь то индийский танец, выступление знаменитой «Березки» или шейк под аккомпанемент западных ансамблей. И уже в школе по своей инициативе она ставила с подругами танцы, воплощая в них свою фантазию, чтобы потом на сцене ее хореографические опыты обретали право на жизнь.

После окончания восьмилетки на станции Ураковской, где жили ее родители, она без колебаний поступила на хореографическое отделение Черкесского музучилища, которым руководил непревзойденный мэтр, композитор, дирижёр, создатель первого в КЧАО симфонического оркестра Аслан Дауров.

– Благодаря Аслану Алиевичу у нас в училище царил истинный культ искусства, и его личный пример служил для преподавателей и учащихся большим стимулом для самосовершенствования. Поэтому уроки моих учителей танцев Ольги Александровны Шокиной, Алексея Семеновича Балаенкова, Анатолия Александровича Позиненко врезались в память на всю жизнь, – с теплотой вспоминает Назира Шайлиева. – Главное в хореографии – не просто копировать движения у других культур, а вложить в них свою индивидуальность, энергетику, чувство. И моменты «замирания сердца», вызванные танцором в зрительном зале, – это высший пилотаж хореографии.

Потом была практика в госансамбле «Эльбрус», где она познакомилась с будущим мужем, Назбием Шайлиевым. И даже уже одно созвучие их имен, наверное, предопределило их семейные узы. Назбий был непревзойденным солистом танцев «Кафа», «Абизек», «Симд», «Горский» и других. Завершив учебу, Назира вернулась в «Эльбрус» и присоединилась к мужу. В это время они поженились. Потом пошли дети – сын Ларсен и дочь Лана, и она уехала с ними к родителям мужа в Учкекен. А спустя время Назира, оставляя детей на попечение свекрови, уже ходила на репетиции в ансамбль «Минги Тау». Вернулся в отчий дом и супруг, и они снова воссоединились в танце в качестве солистов ансамбля.

В 1979 году Шайлиевы решили переехать в Домбай, где глава семейства устроился на работу на канатку, а вторая половина – в поселковую библиотеку. Связано это было с семейными обстоятельствами и квартирным вопросом, а также желанием поменять что-то в жизни. Через год они получили хорошую квартиру в микрорайоне «Северный» в Теберде. Назбий продолжал работу в Домбае, Назира перешла в Тебердинский ДК руководителем хореографического кружка. Но руководство госансамбля «Эльбрус» не забывало эту уникальную танцевальную пару и на ответственные гастроли за рубеж всегда приглашало Шайлиевых. Так они побывали в Чехословакии, Венгрии, США.

В 1990 году Назира организовала свой детский хореографический ансамбль «Тебердинка», взяв на себя всю ответственность и за шитье костюмов, и за репетиционный зал. Отличная швея, до поздней ночи она после репетиций строчила на швейной машинке, делала наброски эскизов и выкройки как к горским костюмам, так и русским народным, бальным, эстрадным. По мере роста числа участников увеличивались и возрастные группы. И уже немало лет как в «Тебердинке» танцуют младший, средний и основной составы. Ведь окончив школу, основной состав, выступающий на сцене, уходит, чтобы уступить место тем, кто моложе. В настоящее время в студии занимаются до 70 ребят. Занятия и репетиции проходят во второй половине дня в спортзале Тебердинской СОШ № 1 им. И. Крымшамхалова.

Как профессиональный хореограф Назира Назимовна каждое занятие со своими учениками начинает с разминки и растяжек, где балетными станками им служат… спинки скамеек, повернутых перекладинами к юным танцорам. Что ж, как говорится, «голь на выдумку хитра». А дорогостоящим кожаным ичигам для национальных танцев хореограф нашла замену в виде «чешек» с надетыми на них гольфами из искусственной кожи. «Со сцены смотрятся как настоящие, – смеется Н. Шайлиева. – С тканями для костюмов помогают родители, в основном они-то и поддерживают нашу материальную часть».

За прошедшие три десятилетия в костюмерной «Тебердинки» накопилось уже достаточно прекрасных сценических костюмов, которые содержатся в идеальном порядке и служат не одному поколению юных танцоров… Подросли пятеро внуков, прошедшие школу танцев в студии любимой бабули, хотя это слово никак не подходит моложавой, подтянутой женщине. Семь лет назад ушел из жизни муж, ее опора в жизни, партнер в танце, где они оба блистали на сценических площадках городов и стран, и теперь остались лишь щемящие до боли светлые воспоминания об их такой содержательной и насыщенной впечатлениями жизни…

А на студенческих сценах престижных вузов России бывшие ученики Назиры Шайлиевой: Адалина Байчорова, Данил Усиков, Арина Черненко, Радмила Джуккаева, Руслан Дудкин, Идрис Батчаев, Анжела Кубанова и многие другие – демонстрируют фирменные танцы от их любимого хореографического коллектива. Те самые танцы, которые и сегодня радуют жителей и гостей Карачаевска в исполнении по-прежнему юной и талантливой «Тебердинки».

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
ансамбль "Тебердинка" биография воспоминания детский хореографический ансамбль "Тебердинка" курьер муз КЧР люди Назира Шайлиева судьба человека творческая деятельность Творческие люди Теберда трудовая деятельность хореограф хореографический ансамбль человек и его дело