День республики № 4 от 18.01.2022

И буду жить в моём народе…

19 января в 13:51
7 просмотров

Исполнилось 85 лет со дня рождения Марии Токовой, чья многогранная деятельность пришлась на нелёгкий период в истории Карачаево-Черкесии

Талантливый организатор, творческая личность с беспокойным сердцем, она от рядовой учительницы дошла до руководителя сложного многоликого района, а затем возглавляла здесь же учебно-воспитательный процесс и внесла достойный вклад в развитие родной республики…

Мария родилась в декабре 1936 года в высокогорном ауле Нижняя Мара в многодетной семье Мауле Кочкарова и Дабат Эбзеевой. Хуторок на взгорье левобережья одноимённой речки был родовым гнездом восьмерых братьев и сестёр, откуда им грезилось выйти в большой мир. Но через десять дней после рождения их младшей сестрёнки Марии умирает глава семейства Мауле Карабатырович, и все тяготы жизни ложатся на неокрепшие плечи старших сыновей, ставших опорой для матери. И потом уже на протяжении всей жизни Мария по крупицам будет складывать в воображении образ отца. Говорят, Мауле был искусным столяром, которому было под силу и арбу смастерить, и вырезать из молодого орешника свирель – сыбызгы, на которой он подбирал мелодии народных песен…

В ноябре 43-го, когда всё семейство в продуваемом ветрами товарняке вместе с односельчанами уезжало в место депортации, Марии ещё не исполнилось семи лет.

В селе Военно-Антоновка Киргизской ССР она пошла в первый класс. Сёстры Кулистан, Хаулат, Зурият, Марджан, братья Хасанбий и Рамазан пошли работать в колхоз. Старший, Аскер, успевший до войны окончить Микоян-Шахарский педрабфак, а потом получить ранение в битве под Ростовом, стал учителем.

Само собой, что младшая сестрёнка Мария, не знавшая отца, была окружена особой заботой старших, создававших ей все условия для учёбы в десятилетке. Общительная, располагавшая к себе, она обычно была в окружении русских подруг. Гоняла с ними на велосипеде за тюльпанами в степь, была активисткой в школе, участвовала в художественной самодеятельности.

Душа её тянулась к знаниям, и старший брат крепко обещал ей дать высшее образование. На физмат Киргизского госуниверситета Мария поступила без протекций, она безупречно подготовилась к экзаменам.

По возвращении на родину в 1957 году Мария переводится в Ростовский госуниверситет. Но уже через два года, приехав на каникулы к старшему брату в Нижнюю Теберду, где он работал директором, просится к нему в педколлектив.

В те годы именно в этом ауле собралась интересная творческая молодёжь: в школе был учительский хор, работал драмкружок педагогов, а когда Мария вместе с новыми подругами впервые поднялась к Сентинскому храму, а потом впервые увидела Домбай, сердце её дрогнуло – она остаётся здесь.

За два года учителем математики в школе а. Нижняя Теберда, попутно окончив госуниверситет, Мария зарекомендовала себя как прекрасный педагог и большая общественница с комсомольским задором. К тому же в драмкружке она стала «примой», когда с блеском сыграла главную роль в постановке по поэме М. Урусова «Сафият». Старожилы аула по сей день помнят тот аншлаг во время премьеры, которая состоялась на сколоченной из досок сцене в широком коридоре старой школы. И декорации, и костюмы к спектаклю собирали всем аулом. Поэтому действо получилось поистине зрелищным.

В 60-е годы в Карачаево-Черкесии особое внимание партийное руководство уделяло продвижению девушек-горянок в руководящие органы. Заметили и Марию, которая в 24 года была назначена директором семилетней школы в а. Нижняя Мара.

– В то время, – вспоминает бывший ученик Асхат Хапаев, – наша школа ютилась в небольшом деревянном финском домике, где в две смены занимались четыре класса, а остальные квартировали в частных домах. Прошло ведь всего четыре года после возвращения нас на родину, и предстояла огромная работа для обустройства инфраструктуры аулов. И когда школу возглавила Мария Маулеевна, на её плечи легла нелёгкая ноша – после многочисленных хождений в райком партии и настойчивых просьб о строительстве новой школы она добилась своего. На стройке Токова пропадала с утра до вечера как настоящий прораб. Директором школы она проработала всего три года, но за это время успела создать слаженный педколлектив, поднять уровень учебно-воспитательной работы.

Словом, школа под руководством Марии стала настоящим культурно-образовательным центром. К тому же в полный накал работала вечерняя школа. Ведь в годы депортации многие смогли получить лишь начальное образование, и они хотели наверстать упущенное. Что ж, подвижничество нашего директора было по достоинству оценено, и её у нас забрал райком партии.

…Третьим секретарём райкома партии она проработала с 1966 по 1978 год. Для Карачаевского района этот период стал поистине эпохой созидания. В Учкулане была открыта ковровая фабрика, в Хумаре – швейная, с филиалами в Кубине (это поселение, как и станица Красногорская, сёла Важное, Сары-Тюз, входило в состав Карачаевского района), в Верхней Теберде, строились детские сады, молочно-товарные фермы, молокопроводы, дороги на отгонные выпасы. Работая под началом первого секретаря райкома Бориса Джамашевича Узденова, мудрого руководителя, душой болевшего за район, Мария оказалась в эпицентре всех этих событий и стала его правой рукой. Рядом всегда был фронтовик, второй секретарь райкома Пётр Алексеевич Щербаков, такой же одержимый работой.

Как вспоминала Мария Маулеевна, в то время средств на культуру выделяли мизер, и было не просто получить финансирование на строительство сельских клубов.

Что ж, приходилось лавировать между разнарядкой, установленной партийными органами, где курс был взят в основном на укрепление материально-технической базы, и насущной потребностью народа. Поэтому на свой страх и риск клубы Б. Узденов проводил как «животноводческие домики». Таким образом были построены клубы в Кубине, Сары-Тюзе, Коста Хетагурова и, не без содействия Марии, в её родной Нижней Маре, а как «довесок» – добротная общественная баня на радость односельчанам.

В райкоме она отвечала за строительство и идеологию, бытовые проблемы и партучёт, круг её обязанностей был не нормирован, как и рабочий день. И потом уже, создав семью, она признавалась: «Я не видела, как росли мои дети Земфира и Шамиль. Уже с раннего утра мы отправлялись по стройкам, фермам, кошарам, школам. я возвращалась домой затемно».

В начале 60-х годов, когда стали строить Урупский ГОК и одновременно посёлок Медногорский, к этому большому делу были привлечены и районы автономной области, где формировались строительные бригады. И за это в Карачаевском районе отвечала она же вместе с комсомолом – выезжала на стройку, интересовалась бытовыми условиями добровольцев.

Мария Токова была обаятельной женщиной с тонким вкусом и чувством собственного достоинства, она поистине олицетворяла лицо района. Поэтому именно ей доверяли встречать высоких гостей, сопровождать их в поездках в Домбай, Теберду, Архыз. Незабываемой для нее была и встреча с композитором Надеждой Пахмутовой, которую облачили в национальный костюм и встретили по всем канонам горского гостеприимства.

В последующие годы Мария Токова возглавляла районный отдел образования, где в ее ведомстве было 15 школ, а работы – непочатый край, где главная проблема – повышение качества образования требовала кропотливой работы с педагогами, методобъединениями предметников.

– Мария Маулеевна часто бывала в нашей школе, – рассказывает Галина Воронова, учительница русского языка и литературы СОШ с. Коста Хетагурова. – Мы тогда занимались в старом здании, а новое трехэтажное только строилось. Она живо интересовалась ходом строительства, следила за качеством работ. Всегда доброжелательная, чуткая, снискала большое уважение среди педагогов района. Большая дружба связывала ее с директором нашей школы Ниной Никалаевной Брегулой. Мария Токова запомнилась как руководитель-новатор, нацеливавшая учителей на поиски интересных форм проведения уроков.

И где бы впоследствии ни работала эта замечательная женщина, а это были райисполком, горисполком, райсовет народных депутатов, к ней всегда тянулись люди, твердо зная: Мария Маулеевна поможет, поддержит, вселит надежду и оптимизм. Она любила людей, и окружающие платили ей уважением, а сегодня – благодарной памятью. Как писал ее любимый поэт Николай Рубцов: «И буду жить в моем народе»…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания люди Мария Токова память судьба человека трудовая деятельность