День республики № 5 от 20.01.2022

Алло! Жулик на проводе!

21 января в 13:31
2 просмотра

Мошенничество продолжает оставаться одним из самых популярных способов хищения денежных средств, имущества, имущественных прав. При этом мошенники не стоят на месте, а постоянно изобретают новые способы того, как ввести в заблуждение граждан, чтобы выманить у них денежные средства или получить имущество.

– В последнее время активизировалась деятельность мошенников через использование фальшивых колл-центров. Ведь зачастую банки, пытаясь уберечь своих клиентов от «фальшивых» звонков сотрудников банков, просят клиентов лично перезванивать в банк. Поэтому мошенники организуют свою работу таким образом, чтобы клиенты сами звонили им. Несомненно, такой подход усыпляет бдительность клиентов, и они гораздо быстрее и легче становятся жертвами мошенников.

Схема выглядит приблизительно следующим образом. На адрес электронной почты приходит уведомление о том, что в ближайшее время заканчивается действие некой льготной (пробной) подписки и за нее начнет взиматься плата. Для отмены необходимо позвонить по указанному номеру, который и есть – номер фальшивого колл-центра.

Как правило, люди, не желая платить за непонятные сервисы, перезванивают, тем самым попадая на мошенника, который, пытаясь якобы «разрешить» проблему, по факту получает необходимую информацию от клиента.

Еще одним вариантом мошеннических сделок является просьба установить приложение, чтобы в последующем была возможность инвестирования средств. В связи с тем, что данный вариант не предполагает предоставления никаких личных данных и данных карты, люди более охотно на него соглашаются. На самом деле данная программа является ничем иным, как программой для удаленного доступа, с помощью которой можно переводить деньги со счетов.

Следующим вариантом являются звонки из банка и следующий за ним обрыв соединения. Клиент перезванивает сам, либо получает сообщения от банка с просьбой перезвонить.

Эксперты прогнозируют, что такой вид атак в перспективе будет набирать обороты, поскольку именно такой вариант, когда клиент сам звонит в банк, предполагает, что клиент выбрал удобное для себя время, а значит, настроен на общение и, конечно, доверяет банку.

Несомненно, с этим необходимо бороться. Банки должны более активно информировать клиентов о возможности звонков с поддельных колл-центров. Что же касается установки вредоносных программ в качестве мобильных приложений, банки уже сегодня должны подумать о внедрении в свои мобильные приложения технологий, позволяющих отслеживать наличие в телефонах таких подозрительных приложений и, возможно, уходить от СМС-кодов для того, чтобы подтверждать транзакцию.

Кстати,

по данным ВЦИОМ, в первом полугодии 2021 года более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников, а почти каждый пятый (19%) – СМС-сообщения. Среди самых часто используемых мошенниками «легенд» – предложения банковских услуг (38%). В результате действий телефонных мошенников понесли денежный ущерб 9% россиян, из них 6% сообщили о значительном ущербе.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
банковские услуги мнение Мнение эксперта мошенники мошенничество Оксана Ступникова Северо-Кавказский институт РАНХиГС хищение денежных средств