День республики № 6 от 22.01.2022

Богатырь из Нижней Теберды

25 января в 14:34
45 просмотров

Он был очень высок – более двух метров ростом, строен, широк в плечах, тонок в талии. (Сейчас такой типаж был бы нарасхват во всех модных домах мира). При этом обладал недюжинной силой – по словам очевидцев, ни одному человеку не удалось положить его на лопатки.

Звали его Умар Джандаров. Родился он в 1900 году в Нижней Теберде (Сынты). Борьбой начал увлекаться рано – пошёл в своего отца Джашарбека, тоже известного борца. Когда Умару исполнилось 19 лет, никто в родном селе не мог с ним соперничать. А в те годы был обычай – силачи и борцы из одного аула, объединившись, шли на состязания в другой аул. Вскоре в Тебердинском ущелье Умар стал непобедимым борцом. С годами тяга к борьбе у Умара не прошла.

В 1927 году в честь открытия города Микоян-Шахара (ныне Карачаевск), центра Карачаевской автономной области, был устроен большой праздник. Со всех аулов съехались гости, а каждый район выступал со своей художественной самодеятельностью и выставлял своих силачей и борцов.

Тебердинский район, естественно, выставил Умара Джандарова. Когда он вышел в круг со своим противником, народ затаил дыхание. Даже сам Курман Курджиев, председатель Карачаевского облисполкома, наблюдал за их борьбой. Оба борца долго не сдавались, но молодость всё-таки взяла верх – и Умар положил соперника на обе лопатки, к огромному ликованию жителей Тебердинского ущелья, которые на радостях долго подкидывали в небо своего победителя. Более того, Умару в качестве приза подарили упитанного барана, быка и карабин. Барана и быка тебердинцы тотчас освежевали и угостили людей, приехавших на открытие города. А вот карабин Умар с радостью увёз домой. Забегая вперёд, скажу, что, уходя на фронт, он спрятал в потайном месте этот карабин. Однако, когда карачаевцы вернулись на родину после депортации, Умар, как ни пытался, так и не смог найти его.

Как-то до войны он стоял с друзьями на одной из улиц Сынты, и к ним подбежал парень:

– Пока вы лясы точите, тут приехал здоровенный русский борец и играючи раскидал всех наших борцов, даже Аубекира!

Аубекир был старшим братом Умара. Услышав эти слова, Умар тут же отправился к месту, где шла борьба.

– Хочу с тобой побороться, – обратился он к победителю.

– Ну, если на себя так надеешься, – пожал тот плечами, окинув взглядом сухощавого и тонкокостного Умара.

Соперник оказался сильным и опытным. Он норовил оторвать Умара от земли, крутануть и припечатать к земле. Но Умару придало силы поражение брата. Улучив момент, он сам ловко крутанул соперника и бросил на землю.

Но борец, вопреки ожиданию Умара, резво вскочил. Ещё и ещё раз проделал свой знаменитый приём Умар, и каждый раз вскакивал на ноги приезжий борец.

На четвёртый раз Умар, собрав все силы, резко крутанул соперника, подтянул его к бочке с водой и макнул головой приезжего борца. Тот с трудом пришёл в себя.

– Ты настоящий борец, – сказал он. – Ты первый, кто смог одолеть меня. Будь здоров, – и с этими словами русский борец пожал Умару руку.

В первые дни войны Умар Джандаров был направлен в Новочеркасск, в военное училище, учиться на пулемётчика. Через несколько месяцев, когда он в совершенстве обучился делу, его отправили под Харьков, где шли затяжные бои. Умар и тут отличался от других. Он легко переносил тяжёлый пулемёт с места на место и бил по врагу из разных точек.

В 1942 году в боях под Ростовом-на-Дону он, получив тяжёлое ранение в голову, попал в плен с другими солдатами. Немцы держали пленных за железной оградой. Умар был так слаб, что не мог даже приподняться. Пленных фашисты практически не кормили. Тяжело раненный Умар с его комплекцией наверняка бы и умер, если бы не другие карачаевцы, которым фашисты время от времени велели резать и свежевать зарезанный скот.

Как-то к Умару подошёл один из этих парней:

– Давай-ка с нами на разделку мяса, подкормишься, иначе загнёшься с голоду. Только повязку с головы надо снять, фашисты раненых не допускают к разделке. Как бы тяжело ни было, терпи.

Таким образом Умар выжил. И когда голод перестал его терзать, рана начала заживать. А вскоре фашисты загрузили всех пленных в скотные вагоны и отправили в Германию в качестве рабсилы. В Германии их снова поместили в загон. Каждый день немцы открывали ворота загона, отбирали пленных и уводили их.

В один из таких дней к пленным пришла толстая белобрысая немка, а вместе с ней такой же здоровенный немец, её телохранитель. Пленных выстроили. Женщина прошла мимо строя, остановилась перед Умаром и смерила его оценивающим взглядом с головы до ног. Потом подошла к охране, о чем-то поговорила с ними, те подозвали переводчика, и тот сказал Умару:

– Видишь её телохранителя? Фрау хочет, чтобы ты с ним поборолся.

Надо сказать, что Умар сам соскучился по борьбе, поэтому он кивнул, хотя видел, какая громадина стоит перед ним. Приступив к схватке, Умар понял, что, кроме размеров, у немца нет никакого преимущества. Однако Умар не стал его сразу валить, хотя смог бы. Через какое-то время он стал «ломать» противника, и тот начал выгибаться, пока сам не рухнул на обе лопатки.

– Гут-гут, – сказала немка, хлопнула Умара по плечу и приказала погрузить его вместе с другими пленными в машину.

Немка оказалась одной из богатейших женщин Германии. Своих пленных она вывозила в Грецию, где у неё была коровья ферма. Однако Умару и его товарищам на этой ферме много работать не пришлось: Красная армия начала загонять в угол фашистов, и пленных почему-то отправили обратно в Германию. По дороге они натолкнулись на партизанский отряд, недавно образованный в Югославии. Партизаны перебили фашистов и освободили пленных. Умар сразу же вступил в этот отряд. С первых дней он проявил себя как бесстрашный и ловкий боец, так что вскоре командир отряда лично подарил ему серебряные часы.

Вскоре фашистская Германия потерпела полный крах. Но Умар вместе с другими сотоварищами вернулся в свою страну лишь в 1947 году, даже не имея представления, что его родной народ подвергся депортации…

Уже в Черкесске, когда Умар ждал попутки в сторону Теберды, к нему подошёл русский старик, который, узнав, какого он рода-племени, рассказал, что карачаевский народ выслали несколько лет назад в Азию, и отсоветовал Умару возвращаться в родные места, дабы не случилось с ним беды. Умар, потрясённый, послушался доброго человека. В смятении он дошел до базара и остановился, не зная, как быть. И вдруг встретил знакомого ногайца из того аула, куда до войны вышла замуж двоюродная сестра Умара.

Так Умар нашёл единственного родного человека и узнал все подробности переселения. Погостив у сестры, он отправился на поиски своей семьи. Долго добирался, по дороге был даже ограблен, но, хвала Аллаху, при нем оставались военный билет и серебряные часы, подарок командира партизанского отряда.

Семью свою он нашёл в Киргизии, в селе Романовка Фрунзенской области.

Его жена, Хауа Гатаева, прикованная к постели, была при смерти. Из шести детей выжили только двое, за которыми смотрела тёща. Через три дня после приезда Умара его жена скончалась. Что было делать? Надо было кормить двоих детей и старую тёщу. И Умар сразу устроился в колхоз на работу.

Второй раз Умар женился в 1951 году на Баллы Хачировой. От этого брака у него родилось 5 детей.

Когда карачаевцы вернулись на землю отцов, Умар стал работать в совхозе «Тебердинский». Все его дети получили образование, стали профессионалами в своём деле.

Однако среди его детей и у их потомков не оказалось таких выносливых и сильных людей, каким был прославленный борец Умар Джандаров.

Зато они с гордостью носят имя великого борца и героя, чьё имя осталось в памяти народа.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
аул Нижняя Теберда биография люди судьба человека Умар Джандаров