День республики № 6 от 22.01.2022

Казачьему роду нет переводу

24 января - День памяти жертв политических репрессий казачества

25 января в 17:01
10 просмотров
Учащиеся Кардоникской СОШ № 1 любят свой школьный музей и проводят в нем много времени
Учащиеся Кардоникской СОШ № 1 любят свой школьный музей и проводят в нем много времени
Источник — Фото автора

Накануне в казачьем классе, 5-м «А» Кардоникской СОШ № 1, классный руководитель, учитель русского языка и литературы Лилия Юрьевна Кузнецова рассказала детям о трагической для казачества дате – 24 января 1919 года.

Именно тогда вышла директива Оргбюро ЦК РКП (б) «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», которая положила начало расказачиванию и жестоким репрессиям против казачества. Казаки получили возможность реабилитации лишь в 1991 году.

Трагедия казачества, как и безграничные подвиги представителей этого сословия в служении Отечеству, навсегда вписаны в историю нашей страны. Юное поколение должно знать ее. Как, к примеру, казачата – любознательные учащиеся 5 «А» Артем Шарков и Алиса Остроухова, в чьих генах заложены сила духа и чувство собственного достоинства, трудолюбие, стремление к достижению поставленных целей. Алиса – отличница учебы, увлечена живописью и рисованием, подает большие надежды в Кардоникской детской школе искусств. Артем – также воспитанник этой школы. Он занимается в хореографической студии, а еще ходит в секцию бокса. Славные растут казачата!

…Мы беседуем с классным руководителем казачьего класса Л. Кузнецовой. Родилась Лилия в 1992 году далеко не в наших краях – в Киргизии. И это обстоятельство чуть не отвлекло нас от основной темы. Поскольку я оказалась ее землячкой – в годы депортации наша семья жила почти в пригороде тогдашней азиатской столицы – Фрунзе (ныне Бишкек), меня интересовало, поглотил ли мегаполис село, в котором я родилась. Но потом разговор вошел в свою колею.

В Зеленчуки Лилия переехала с родителями в 2006 году. После окончания школы поступила в Армавирскую государственную педагогическую академию. Свою трудовую деятельность начала в Зеленчукской СОШ № 5, в Кардоникской работает первый год. И когда она получила свой 5 «А», а впридачу к нему казачью тему, она отнюдь не растерялась. Романтизм казачества, воспетый в произведениях классиков, уникальная история этого сословия, полная противоречий, его борьба в поисках «места под солнцем», самобытность уклада жизни казаков давно уже покорили ее сердце. Она легко на память приводит цитаты из «Тихого Дона» М. Шолохова:

« – Казаки от русских произошли. Знаешь про это?

 – А я тебе говорю – казаки от казаков ведутся.

 – В старину от помещиков бежали крепостные, селились на Дону, их-то и прозвали казаками»….

Как рассказывает Л. Кузнецова, идею создания казачьего класса поначалу обсудили с родителями учеников. И они единодушно поддержали это начинание. Ведь знания о казачестве у многих взрослых очень поверхностны. Уходят из жизни старики, фронтовики, ветераны, и теперь не у кого спросить, к примеру, про довоенное прошлое станицы, не говоря уже о глубокой старине. Поэтому крайне необходимо, чтобы дети изучали историю казачества, его традиции, формирующие уклад рода, семьи.

В учебном плане Лилии Юрьевны значатся такие разделы, как «Православие в жизни казачества», «Казачье войско», «Казачий труд и быт» и другие. Учительница много занимается самообразованием и исследовательской работой. В планах – экскурсии с детьми на школьном автобусе по казачьим станицам республики, их достопримечательностям (если, конечно, не помешают пандемийные ограничения), сбор детьми материалов по своей родословной, работа в школьном краеведческом музее, которому уже исполнилось 40 лет.

Школьные музеи справедливо называют уникальным явлением отечественного образования. Не исключение и музей в Кардоникской СОШ, который открывала истинный энтузиаст и подвижница, незабвенная Елена Сергеевна Кузьмичева. Ее последователи достойно продолжали музейное дело, приумножая экспонаты. Сегодня музеем ведает заместитель директора школы Ольга Георгиевна Рудева. Здесь накоплено немало уникальных экспонатов по казачьей тематике, оформлены стенды, посвященные выдающимся землякам: замечательному писателю-геодезисту Григорию Федосееву, майору Анне Никулиной, водрузившей Знамя Победы над рейхсканцелярией 2 мая 1945 года, выдающемуся хирургу-онкологу Стефану Бутову. Здесь же – символическая «парта Героя», посвященная Стефану Павловичу, отважному казаку, прославившему родную станицу боевыми подвигами на войне и достижениями в медицине. Уникальны фотостенды, раскрывающие историю колхоза-миллионера «Знамя коммунизма» с его лучшими доярками, механизаторами, полеводами. Нельзя оторвать глаз от «казачьей горницы» со старинными предметами быта, кухонной утварью, изделиями древних гончаров. А вышитый крестом большой ковер на всю стену, чьи краски не подвластны столетиям – они все так же ярки и выразительны, как прежде. Какая казачка долгими зимними вечерами, быть может, терпеливо дожидаясь с войны суженого, рукодельничала над своим приданым?

Что ж, не зря говорят: «Ковры – полотна истории». А школьный музей – это память в подлинниках, летопись родного края, многозначность и емкость педагогических возможностей. И ребята из казачьего класса приходят сюда вовсе не из праздного любопытства. Изучая историю и судьбу казачества, они по-настоящему ощущают себя наследниками казачьей доблести и славы!

Кстати,

в школах станиц Зеленчукского района с нынешнего (2021/2022) учебного года действуют семь казачьих классов, направленных на формирование у детей этнического самосознания, исторического мировоззрения, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма. Главная цель – сохранение народных обычаев и традиций, фольклора, изучение этнографии.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
2022 биография Дата День памяти жертв политических репрессий против казачества казаки казачество казачий класс КЧР Лилия Кузнецова образование общеобразовательные учреждения педагог русского языка и литературы педагоги СОШ станица Кардоникская трудовая деятельность учителя школа Школьный музей