День республики № 10 от 01.02.2022

Когда одно помогает другому

Более пяти лет занимает пост главы администрации Джингирикского сельского поселения Эльбрус Чомаев

2 февраля в 16:46
6 просмотров
Забот у главы администрации Джингирикского СП всегда хватает
Забот у главы администрации Джингирикского СП всегда хватает
Источник — Фото автора

За это время с человеком можно либо расстаться навсегда, либо довериться и доверять ему всегда. Аульчане доверяют Чомаеву, и это видно невооруженным взглядом.

Такое увидишь довольно часто в Джингирике – время от времени в ауле выбирается чей-нибудь обширный двор, и в нем собираются старики, молодежь, аульский депутатский корпус, работники администрации, и начинается разговор начистоту. Обо всем, что имеет место в родном ауле. Продуктивность такого формата общения с людьми очевидна, так как все берется на карандаш и главой аула, и депутатами, и старейшинами.

– Эльбрус, я давненько не была здесь и потому сразу заметила позитивные перемены. Аул расстроился, причем с размахом, много новых двух-, трехэтажных домов, дворы при всех домах, без исключения, уставлены многочисленными тюками сена; каждая семья держит по две-три коровы, по десятку, а некоторые по сотне и более овец. Аул полностью газифицирован. Добраться до него из города за десять минут проще простого…

– Это точно. Нам очень повезло с водителем Газели Таукелем Очаковым, который ежедневно делает по десять рейсов по маршруту Джингирик – Карачаевск – Мара-Аягъы.

– Где работают аульчане?

– Есть одно частое предприятие – ООО «Компас», но оно может предоставить работу лишь десяти – пятнадцати имярекам, тогда как в ауле проживает более тысячи человек… Так что выручают людей лишь земледелие да животноводство. Ну и администрация не сидит сложа руки, находим способ привлечь молодежный электорат к сезонным общественным работам.

– Скотины в селе много, а пастбищ и сенокосов хватает?

– С сенокосами проблем нет, они расположены в урочище Дордон, что по-над аулом, хотя, по большому счету, сложно заготовить на естественных горных, а в Джингирике скалистых склонах необходимое количество сена, если у тебя на подворье, скажем условно, четыре коровы и пять бычков. Так что многие везут сено из степных районов Ставропольского и Краснодарского краев. Что же касается пастбищ, так это целая головоломка.

Аул раскинулся по одному берегу реки Теберда, а сенокосы – на противоположной стороне.

Они простираются от моста, ведущего в Джингирик, до кафе «Ас-Алан», и туда можно переправить крупный рогатый скот либо через кладку, либо по вышеупомянутому железобетонному мосту, правда, предварительно сделав крюк протяженностью в полтора – два километра.

– Говорят, в вашем ауле, как в никаком другом, много фермеров?

– Человек тридцать фермерствуют. Это братья Салпагаровы – Мурадин, Гилястан, Доммай, Юсуф Хубиев, Темирхан Гандаев, Рашид Семенов и другие. Фермерский промысел нелегок, но он же и доходен, а если еще фермер продает свою продукцию по довольно демократическим ценам, как это делают наши ребята, у него проблем со сбытом продукции не бывает.

Первое, что встречается при въезде в Джингирик, это школа, которая бросается в глаза своей ухоженностью, аккуратностью, чего не скажешь о почте, которая расположена в обшарпанном донельзя здании, или о фельдшерско-акушерском пункте, который ютится в кабинете в здании администрации.

– Вопрос о строительстве нового ФАПа давно стоит на повестке дня в администрации района, как и вопрос о строительстве нового ДК. Ныне существующее здание Дома культуры абсолютно нефункционально. Дело в том, что раньше в нем располагалась баня, и стены до сих пор дышат плесенью, а пол – гнилью. Потому библиотека уже который год находится и функционирует в частном доме, а именно в доме заведующей библиотекой Асият Биджиевой. А директор ДК Фатима Джанибекова проводит всевозможные мероприятия в школе, там же работают все кружки… Но дело, как я уже сказал, на контроле и в разработке администрации района, во всяком случае, земельные участки под строительство жизненно важных объектов для аула – ФАПа, ДК и спортзала – уже выделены. Хотя земля – это наша головная боль. В ауле нет ни одного свободного клочка земли для строительства жилья. При этом из аула никто не только не собирается куда-либо уезжать, наоборот, в прошлом году приехали на постоянное место жительства четыре семьи…

– Свободных земель нет, производства – ноль, мизерный бюджет у администрации, наверняка как и во всех других сельских поселениях. Как удается решать проблемы аула при таком раскладе?

– Ориентируясь на свой бюджет, администрация аула мало бы что смогла сделать, если бы не постоянная поддержка администрации Карачаевского района, в частности Спартака Кущетерова. Но есть и в самом ауле много энергичных, порядочных людей, которые, если того требуют обстоятельства, всегда готовы помочь администрации, медикам личным транспортом, грузовым, гужевым для вывоза мусора или доставки какого-нибудь груза в школу, детсад и так далее. И это помогает наладить жизнь в ауле таким образом, чтобы одно помогало другому. К примеру, во время всплеска заболеваний коронавирусом в прошлом году фельдшера Фатиму Наурузову очень выручали местные ребята. Каждый норовил подвезти ее к дому того или иного больного или доставить в больницу Карачаевска.

– Эльбрус, на улицах аула абсолютно нет мусора, значит ли это, что его нет и по берегам Теберды и на знаменитом джингирикском нарзанном источнике?

– К сожалению, источник приказал долго жить. После обильных дождей один из селевых потоков так засорил источник, что минеральная вода больше не показывается из-под земли, а в прошлом году ручей Джингирик снес забор и выковырнул из земли тротуарную плитку во дворе детсада «Ручеек». А в приснопамятном 2002 году, когда повсеместные наводнения переполошили всю республику, он унес три добротных жилых дома в Джингирике. Причем такие паводки – явление ежегодное, ведь они с горы несутся… Еще немало мусорного беспокойства помимо паводков доставляют грибники. За грибами с рюкзаками, туесками, ведрами, мешками едут со всех концов республики, и, разумеется, каждый со своей провизией, упакованной в банки, склянки, пакеты и так далее, которые потом далеко окрест разносят ветер да бродячие собаки…

– Но, к счастью, есть люди, всегда готовые действовать на благо аула, – продолжает разговор Эльбрус, – это имам аула Доммай Салпагаров, председатель совета старейшин Азрет Акбаев, участковый полицейский Радмир Боташев, педагоги СОШ. Благодаря им и выходцам из аула, таким как Алий Чомаев, Тохтар Богатырев, братья Алик и Халит Ижаевы, Мурат Чехов, Аслан Гандаев и другим жителям аула построена мечеть, облагорожено и обнесено крепким забором кладбище.

– Какие планы на год нынешний?

– Минувший год был непростой в связи с пандемией коронавируса, но он заставил нас мобилизоваться. К сожалению, коронавирус никуда не делся, и наша задача – бросить все силы на заботу о здоровье аульчан.

– Успехов вам в этом нелегком деле.

Кстати,

название аула Джингирик (от названия местности) произошло от балкарского слова, что в переводе на русский язык означает локоток, характеризующий своеобразный изгиб реки Джингирик при впадении ее в реку Теберда. Издавна эта местность использовалась для пастбищ и зимовки скота выходцев из аула Верхняя Теберда. Здесь в 19 веке находилась также пасека балкарских князей Урусбиевых.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
аул Джингирик глава администрации интервью Карачаевский район КЧР Муниципальное образование На местах сельская местность сельское хозяйство социально-экономическое развитие Эльбрус Чомаев