День республики № 10 от 01.02.2022

Почему не работает «Пушкинская карта»

2 февраля в 15:28
10 просмотров

По инициативе Президента с 1 сентября в России стартовала новая культурная программа «Пушкинская карта». С её помощью молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет могут приобретать билеты в театры, музеи и концертные залы за государственный счёт.

Недавно Владимир Путин предложил разрешить использовать средства «Пушкинской карты» также для покупки билетов на фильмы отечественного производства, а председатель Правительства Михаил Мишустин уточнил, что в 2021 году номинал «Пушкинской карты» составил 3 тысячи рублей, а с 1 января он составил 5 тысяч рублей. Вместе с тем премьер отметил наличие профицита: из предусмотренных 3,4 миллиарда рублей в 2021 году потрачено всего около 900 миллионов рублей.

– Эмоциональное впечатление от программы «Пушкинская карта», несомненно, позитивное, затея воспринимается как замечательная инициатива по созданию инструмента доступа и приобщения молодежи к культурным ценностям.

Профицит «Пушкинской карты», который констатировал Михаил Мишустин, правомерно рассматривать как один из показателей отсутствия у молодежи интереса к культурному просвещению.

Чтобы вызвать стремление погрузиться в культурную среду, молодой человек должен быть интеллектуально подготовлен, его культурный интерес как стойкий и систематический должен быть сформирован образовательным процессом. К сожалению, в современной образовательной реальности не очень много места уделяется культурологическим знаниям.

В средней школе недостаточно внимания уделяется таким предметам, как теория, история зарубежной и отечественной культуры. Как правило, данные дисциплины в школах изучают только в том случае, если это элитное или частное общеобразовательное заведение, где ученикам преподают не только программные предметы, но и такие, как этика, эстетика, основы философии.

В базовой части учебного плана вуза, как правило, представлены история, философия, право, экономика, менеджмент. При этом нет культурологии, которая обеспечивает изучение собственно культуры. А ведь очевидно, что любому человеку необходимо понимание культуры, т.е. той среды, которая именуется «второй природой», является формой, способом и результатом всей человеческой жизнедеятельности. Положение культурологии в сфере высшего образования может служить классическим прецедентом стратегической недальновидности государства, которое закономерно столкнулось с проблемой ответного падения культурного уровня молодежи и теперь пытается устранить пробел фрагментарными программами, но усилия эти уж очень напоминают «Тришкин кафтан».

Только целенаправленное обогащение школьного и вузовского образования культурологическими дисциплинами, предположительно, сможет обеспечить преодоление «рукотворного» кризиса культурного просвещения молодежи.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
высшее образование культурное просвещение культурные ценности культурология Лилия Мулляр мнение Мнение эксперта образование программа «Пушкинская карта» Северо-Кавказский институт РАНХиГС