Развитие цифровизации
Облик современного мира меняется каждый день: если прошлые два столетия стали этапом стремительного развития промышленности, то XXI век – время расцвета информационных технологий и цифровизации. Цифровизация – это глобальный процесс, который с каждым днем все больше подчиняет планету и даже пространство за ее пределами.
Одним из факторов, который негативно влияет на развитие цифровизации, по мнению Оксаны Ступниковой, является то, что часть жителей России никогда не пользовалась интернетом. По оценкам ВШЭ, это люди старше 55 лет, у которых отсутствует даже полное среднее образование, и они составляют порядка 14% населения.
– Еще одним фактором является боязнь утечки личных данных, в связи с чем значительное число граждан предпочитают бумажные документы (более 1/3), а не цифровые. Это обусловлено опасениями, связанными с невозможностью проверить внесенные данные, а также обеспечить их сохранность. 18% опрошенных готовы к тому, чтобы документы подавались только через интернет. Многие граждане считают, что такая цифровизация приведет к нарушению неприкосновенности частной жизни; злоупотреблениям персональными данными, росту троллинга, кибератак и пр. Поэтому многие отдают предпочтение традиционным бумажным документам и взаимодействуют офлайн через МФЦ. Это особенно касается пожилых людей, которым важно пообщаться. В настоящее время сформировалось понимание того, что искусственный интеллект не может заменить человека во всем.
Значительная часть населения активно выступает против цифровизации образования, поскольку считает, что оно приводит к снижению качества последнего (более 50% опрошенных). Это объясняется тем, что многие образовательные учреждения не смогли быстро адаптироваться к новым условиям взаимодействия с обучающимися и не могут в полном объеме и правильно использовать возможности новых сервисов, а отсюда качество подготовки падает. Этот процесс требует серьезной перестройки и подготовки, на которые нет достаточного количества времени, а также значительных финансовых вложений. Нужно методически готовить педагогов, повышать их цифровую компетентность.
Таким образом, в одних сферах цифровизация идет более быстрыми темпами, чем в других. Например, очень активно она развивается в сервисах доставки (по оценке экспертов, даже более быстрыми темпами, чем в пандемию), а в сфере электронных документов процесс идет очень медленно. Очевидно одно, что возврата к прежним формам взаимодействия не будет, а значит, основная задача состоит в том, чтобы принять цифровизацию и обеспечить для населения качество, безопасность и надежность предоставления услуг в цифровом виде.
Кстати,
пандемия привела к ускорению цифровизации в современном обществе. Тем не менее, значительная часть населения весьма негативно относится к таким изменениям, поскольку считает, что цифровизация несет достаточно большое количество рисков и негатива. Так, количество цифровых преступлений за последние пять лет возросло в 25 раз, а раскрываемость их осталась достаточно низкой (25%).
{{commentsCount}}
Комментариев нет