День республики № 16 от 15.02.2022

Афганцы в дом – радость в нем

Сапар Чотчаев чудом остался в живых на той войне и помнит всех своих однополчан, погибших в Афгане, поименно

2 марта в 13:38
69 просмотров
Сапар Чотчаев с Русланом Аушевым в Москве
Сапар Чотчаев с Русланом Аушевым в Москве

Самой любимой пословицей моего героя в юности была японская пословица, гласившая: «Если ты в молодости не испытал трудностей, то их стоит купить за большие деньги». Искать намеренно трудностей Сапару Чотчаеву не пришлось. Первой была повестка из военкомата, получив которую он с радостью бросился к родителям, а те с тревогой переглянулись, потому что на тот момент шла полным ходом война в Афганистане…

Служить Сапару довелось в Ростовском батальоне связи, где его однополчанином был Кирсан Илюмжинов, который станет позже президентом Калмыкии. Ребята сдружились, потому как силы духа и воли им было не занимать. Так, например, когда в первый же месяц службы Сапар получил посылку из дома, тут же следом последовало требование «деда» отдать ее лично ему… Сапар демонстративно раздал содержимое посылки всем присутствующим, а пустую коробку надел «деду» на голову…

В полной мере всю свою дерзость, отвагу и силу воли Сапар проявил и в Афганистане, куда его отправили через полгода.

Не любит Чотчаев рассказывать об Афганистане, об эпизодах боев, даже самых памятных, но куда денешься, когда в глазах собеседника, кто бы он ни был, тут же возникает немой вопрос: «Что за шрам на лице?» А это не просто приметный шрам, в глубине его до сих пор осколок, который извлечь не берется ни один хирург…

…В тот день стояла такая жара, что, казалось, еще немного и начнут плавиться металл, камень. В бронетранспортере было как в парилке. Сапар и Олег Сиваш сопровождали в Кабул Светлану Толмачеву и водителя Омара. Омар был таджик и с русским языком, в отличие от Сапара, не дружил, потому в сопровождение к главврачу медсанчасти Светлане и назначили Сапара. Ничто не предвещало беды, но вот поворот, и поперек дороги – громадный валун. Олег не успел даже притормозить толком, как под колесами машины разорвался снаряд. Когда Сапар пришел в себя, он увидел запрокинутую, залитую кровью голову Светланы и безвольные, точно плети, руки Олега… Все были мертвы… Истекая кровью, он стал выбираться из бронетранспортера.

Солдата тем временем со всех сторон берут в кольцо душманы…

Сапар пытается достать гранату, но руки тяжелеют с каждым движением, будто в них вложили гантели с увеличивающимся весом. Он задыхается, но твердит: «Не сдамся, не сдамся…» Взмах рукой – граната полетела в сторону врага. И все поплыло перед глазами…

Ломило голову, тошнота волнами подступала к горлу, но Сапар не ощущал ни страха, ни времени, потому что ускользающим зрением видел: душманы, сочтя его мертвым, пытаются отбуксировать бронетранспортер. И тогда он взял в руки неподъемный автомат. Последнее, что он запомнил, – это как муторно першило в пересохшем горле и сводило руки от бьющего автомата…

Чотчаева спасло неожиданное появление на дороге своих…

Нештатных ситуаций в Афгане было много. Кто воевал в горах Кандагара, Пешавара, Джелалабада, Герата, тот знает, что такое идти первым: пуля может вылететь из-за любого камня, выступа, скалы и оказаться твоей. Сапар практически всегда шел первым в цепочке на любое задание, ведь он, будучи еще безусым пацаном, исходил вдоль и поперек родные домбайские, ничем не уступающие суровым, непредсказуемым горам Афганистана, горы Белала-Кая, Инзирь, Суфруджу, Эрцог, Мусса-Ачитара… Шел он впереди всех и в тот день, когда осуществлялась передислокация группы новоприбывших, необстрелянных ребят в районе местечка Джамбул, и только благодаря зоркости, внимательности Сапара бойцы не попали в засаду, напротив, выиграв время и выбрав удачное месторасположение, уничтожили банду «духов»… За мужество и героизм, проявленные в этом бою, Сапар Чотчаев был представлен к ордену Красной Звезды. Наградные документы каким-то образом потерялись, но Чотчаеву ни разу не пришло в голову поинтересоваться их судьбой ни тогда, ни позже, когда стал на гражданке заместителем председателя Союза афганцев Северного Кавказа.

– Не такой Сапар человек, – говорят его друзья, – помочь другому, похлопотать за него – пожалуйста. Например, благодаря настойчивости Сапара орден Красной Звезды получил задним числом афганец Расул Чотчаев.

В Афгане особым шиком считалось сфотографироваться у БТРа
В Афгане особым шиком считалось сфотографироваться у БТРа

Афган подарил Сапару немало друзей. Карачаевцев в части, где он служил, не было, но зато верными друзьями и братьями стали для него абазин Джамалладин Клычев, чеченцы Хауаш и Исса Алиевы. Афганистан подарил ему и незабываемые встречи с Героем Советского Союза Русланом Аушевым, с главным советником СССР в ДРА Солтаном Магомедовым.

– Магомедов приезжал, и не раз, к нам в часть, – вспоминает Сапар, – для него все солдаты были близкими и родными людьми, но я до сих пор поражаюсь тому, как он быстро вычислил, что я карачаевец, в этом сонме военных людей. Уезжая из части, он дал мне свой домашний номер телефона в Кабуле со словами: «Звони. Заходи. Всегда буду рад. И знай: ты постоянно будешь в поле моего зрения».

Человеческая память рациональна, многое из прошлого можно забыть, но есть особая память. Особая память у Сапара – об Афганистане. О тех ребятах, кто погиб на той войне. Он помнит всех погибших однополчан поименно, их тень тревожит его душу постоянно. С родственниками многих переписывается по сей день.

– А как иначе? – недоумевает Сапар. – Мы все были как братья. Никто бы последний глоток из фляжки никогда не выпил, пока рядом есть ослабевший или раненый. Любой пойдет на задание, на верную смерть, если хотите, лишь бы не тот, кому до конца службы остался месяц-другой…

Афганцы – сыновья невоевавших отцов, им через многое пришлось пройти и по возвращении на Родину. Отношение к ним было довольно неоднозначным, а власть и вовсе, глядя на них, иной раз видела просто пустое место, недостойное ее внимания… Смириться с этим Сапар не мог и, разумеется, с обостренным восприятием таких понятий, как дружба, честь, достоинство, милосердие, подался после службы в Союз афганцев, где вольно было ему поддержать товарищей словом и делом: для кого-то выбить квартиру, кого-то определить на лечение. Неугомонному, несговорчивому солдату всегда приходили и приходят по сей день на помощь его военачальники – генерал Виктор Ермаков, генерал-полковник Алексей Чиндарев, Герои Советского Союза Руслан Аушев и Александр Сулуяуков, с которыми он поддерживает тесную связь.

Сам Сапар – отец почтенного семейства. У них с женой Кулизар двое детей. Дом полон внуков. Живет Сапар в Теберде, работает на Домбае. Он человек, на занятие крупным бизнесом которого подвигла одна-единственная мечта: построить в Домбае гостиницу, где он мог бы всегда, в любое время распахнуть двери для своих бывших сослуживцев и родных тех, кто погиб в Афганистане…

Когда Сапар Чотчаев построил, наконец, гостиницу в Домбае, ее порог первыми переступили, как он и мечтал, как и обещал, афганцы: бывший командир роты Владимир Питиримов из Воронежской области, однополчане Магомед Хадулаев из Буйнакска, Игорь Фаталиев из Ставрополя, Гиса Сисажев из Кабардино-Балкарии, афганец по национальности, служивший переводчиком на войне в советских войсках, а ныне заместитель председателя афганской общины в Краснодарском крае Мохамад Анвар Парвани…

– Гостиница станет вторым домом для всех моих друзей-афганцев, – заверил на прощание Сапар Чотчаев, – и радости в этом доме всегда будет немерено…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Афганская война ветераны войны в Афганистане воспоминания люди Сапар Чотчаев судьба человека участник боевых действий в Афганистане