День республики № 16 от 15.02.2022

Стать настоящим актером

Путь в творческую профессию у каждого свой

2 марта в 11:12
29 просмотров
К любой роли Назир Биджев относится творчески
К любой роли Назир Биджев относится творчески

В Карачаево-Черкесии много замечательных артистов, которые давно любимы жителями Карачаево-Черкесии. Но сегодня мы хотим вам рассказать о начинающем свой профессиональный путь актере – Назире Биджеве.

Географ, повар или актер?

В детстве Назир был скромным, стеснительным ребенком. И казалось, ничто не предвещает того, что он выберет актерскую стезю. Как все дети, мечтал быть и поваром, и врачом, а позже серьезно увлекся историей и географией, решив стать учителем. Но однажды он увидел выступление семейного дуэта Артура и Фатимы Кидакоевых. Их веселые сценки, которые любили смотреть родители, настолько понравились маленькому Назиру, что он стал изображать забавных персонажей Кидакоевых в семейном кругу.

Учась в средних классах школы, он выступил на районном конкурсе «Живая классика», где изображал знаменитого гоголевского Тараса Бульбу. Вот тогда его и заметила директор районного Дома культуры, актриса Рита Агачева и пригласила выступать в народном театре «Инжич».

Несмотря на то, что с 12 лет Биджев участвовал в новогодних постановках театра, он все еще серьезно готовился посвятить себя благородной профессии педагога. Но неожиданно, даже для самого себя, ушел после девятого класса из школы и подал документы на актерское отделение Карачаево-Черкесского колледжа культуры и искусств имени А.А. Даурова.

Чтобы пожарить яичницу, у меня был только стул

– Сейчас нас на третьем курсе актерского отделения семь человек, – рассказывает Назир. – И примечательно, что как режиссеры и актеры все разные, так и педагоги. Каждый по-своему преподает актерское мастерство. Сначала у меня был преподавателем Вячеслав Маркович Бродянский – один из интереснейших театральных режиссеров, заслуженный работник культуры Узбекистана. Но, к сожалению, он ушел из колледжа. И сейчас у нас преподает прекрасный актер, можно сказать, старой, проверенной временем школы Анатолий Михайлович Бармянцев, окончивший в свое время ГИТИС. С Бродянским, правда, мы еще успели поставить «Случай с метранпажем» по пьесе Вампилова. Конечно, на первых курсах нам, все видящим в своем фантазийном свете студентам, было сложно, потому что у всех были ожидания, что вот сейчас мы сразу начнем спектакли ставить. Но до этого было еще далеко. Сначала мы должны были ставить небольшие этюды, в которых даже разговаривать нельзя. Нужно было в течение одной-двух минут все показать мимикой и жестами. Например, изобразить какое-нибудь животное, действие, а порой и неживой предмет или даже процесс. Например, моим заданием было показать, как я жарю яичницу на воображаемой плите. Единственное, что у меня было в распоряжении, – это стул. Готовясь к этому этюду, мне надо было расписать каждое действие, чтобы точно его отыграть. И вы поразитесь, но я подсчитал, что таких действий должно быть ровно 56! Отыгрывая разные этюды, кем я только не был: и глупой гориллой из зоопарка, и чайником, и даже чайным пакетиком в процессе заваривания чая.

Горец, поэт и партизан

– Когда меня приняли в труппу Абазинского театра, это стало для меня удивительным и радостным событием. Первым моим спектаклем стал «Асас» по мотивам новеллы абхазского писателя и драматурга Михаила Лакербая «Гость», в котором я играл горца. События пьесы происходят в одном из горных селений Абхазии. По случайному стечению обстоятельств старик прячет в своем доме убийцу своего сына. Очень сложный и сильный по эмоциональному накалу спектакль.

Потом была роль поэта в спектакле Зураба Копсергенова, посвященном главным этапам развития абазинского языка. Затем роль молодого партизана в спектакле, посвященном событиям Великой Отечественной войны.

Это начало нового пути

– Под конец прошлого года состоялась премьера большого спектакля «По следам махаджиров». Именно этим спектаклем двадцать лет назад открывали Абазинский театр. И получается, теперь театр вернулся к нему.

Спектакль поставлен по мотивам исторического романа народного писателя КЧР Бемурзы Тхайцухова «Горсть земли». События происходят в начале XX-го века, когда абазины вынужденно переселяются в Турцию вслед за своими братьями – махаджирами. Тяготы событий того времени показаны через историю одной семьи.

Но сегодня это уже совсем другая постановка. Изменился актерский состав, режиссером выступил Эльдар Агачев. На мой взгляд, это начало нового пути развития для театра. Спектакль идет два часа, что довольно непривычно, нужно все это время удерживать внимание зрителя. Большое значение придавалось всему: костюмам, музыке, свету, сценическому бою, декорациям, которые еще и двигаются самими актерами, например, большой маятник, который нужно перевернуть, корабль, который выносится на сцену.

Вы должны играть так, чтобы зритель вас понимал

– Спектакль идет на абазинском языке, а вторая его часть – на турецком. С переводом на турецкий нам помогла общественная организация «Алашара». Сначала Эльдар Агачев хотел, чтобы за сценой звучал «закадровый» голос. Но потом он поставил перед нами другую задачу: вы должны играть на турецком так, чтобы зритель вас понимал.

Когда я получил свой текст на чужом для меня языке, то с трудом вчитывался в его смысл, поначалу не мог запомнить слова. Но постепенно освоился и уже мог гармонично сочетать иностранную речь с актерской игрой. Зрителя мы, конечно, смогли удивить игрой на турецком. Даже после спектакля к нам подходили и спрашивали: «Как вы это смогли?». Среди зрителей были и такие, кто не знает абазинского языка. Например, моя мама, она по национальности – черкешенка. По-абазински знает не так много слов, но она смогла понять главные перипетии и смысл спектакля, потому что была проделана огромная работа и режиссером, и актерами.

Я и стражник-вояка, и хитрый слуга

– В спектакле «По следам махаджиров» я играл сразу две разные роли: сурового стражника-вояку и хитрого, готового пресмыкаться, слугу князя. Я, конечно, переживал, как эти два персонажа смогут во мне ужиться. Но они не только смогли это сделать, но и подружились, – смеется Назир. – Для меня очень важен этот спектакль. Он позволил мне пройти все этапы подготовки настоящего актера. Сейчас, к сожалению, из-за коронавируса театральная жизнь замерла. Но я думаю, этот спектакль еще наделает шуму в театральном мире республики.

Кстати,

Назир Биджев не только начинающий и подающий большие надежды актер, но и активно участвующий в студенческой жизни республики молодой человек. Он является председателем студсовета колледжа культуры и искусств имени А.А. Даурова, а также вошел в состав регионального Студенческого совета в качестве заместителя председателя по культуре и спорту.

Анна ПОНОМАРЕВА
Поделиться
в соцсетях
абазинский драматический театр актеры люди Назир Биджев спектакль спектакль "По следам махаджиров" судьба человека творческая деятельность театр