День республики № 17 от 17.02.2022

Дети – это результат нашего воспитания

4 марта в 14:15
 просмотров
Почетный работник образования РФ Индира Батчаева
Почетный работник образования РФ Индира Батчаева
Источник — Фото автора

Для встречи с почетным работником образования РФ, учительницей информатики Кумышской СОШ Индирой Батчаевой у меня нашлось несколько информационных поводов.

Первая причина – исполнилось 30 лет педагогической деятельности учителя-новатора, заявившей о себе с самого начала как пытливая и неординарная личность, которую полюбили ученики. Вторая – прошедшей осенью Индира Сеитбиевна стала участницей I Всероссийского форума классных руководителей, и теперь хотелось узнать, как полученные впечатления, знания, обмен опытом с коллегами используются ею на практике. И, наконец, было желание воочию убедиться, что дистант – полноценный способ получения знаний, если, конечно, урок ведет увлеченный и зовущий за собой уважаемый учениками учитель…

На удаленке, но всегда на виду

Кумышская СОШ имени Муссы Батчаева на минувшей неделе, как и другие школы республики, встречала тишиной. Но в учительской и в предметных кабинетах педагоги были заняты напряженной работой: кто-то по расписанию вел уроки в режиме онлайн, не отрывая глаз от мониторов, где на экране мелькали лица учеников, кто-то был занят документацией. Что ж, отчетов разного жанра российскому учителю, как всегда, не занимать.

В кабинете информатики Индира Сеитбиевна вела урок – видеоконференцию со своим 9 «б», где она классный руководитель. Во время оргмомента, пока учительница вела перекличку с учениками и выходила с ними на связь: «Зурида, тебя плохо видно, выбери другой ракурс», «Къурман, открой учебник», «Мариям, отзовись!» – я огляделась вокруг.

Что ж, такому кабинету может позавидовать любая школа! Просторный светлый зал с удобной мебелью, 31 компьютер, в том числе 15 стационарных, роскошный интерактивный комплекс «Прометей»… Да, недаром Кумышская школа в числе первых в республике стала обладателем президентского гранта в миллион рублей.

Во многом материально-техническая база школы в последние годы укрепилась благодаря участию в нацпроекте «Образование».

И как считают кумышские учителя, во многом это заслуга директора школы Маргариты Кошкеновны Чомаевой, талантливого организатора учебно-воспитательного процесса, поборника прогрессивных инноваций. Сегодня, к примеру, в этой школе в целом около 80 современных компьютеров!

Но вернемся к уроку, тема которого меня заинтересовала. В тот день девятиклассники приступили к разделу «Электронные таблицы Excel». Учительница в образной форме рассказала о том, что до появления компьютерных технологий в деловой сфере выполнение громоздких однотипных расчетов: заработной платы, системы учета материальных ценностей, стоимости товаров и услуг и т. д. велось с помощью калькуляторов, а полученные результаты вручную заполнялись в графах. При этом частенько возникали ошибки и погрешности. В наши дни с этим справляются данные электронные таблицы, которые используются во всех сферах жизни для проведения экономических и бухгалтерских учетов. На экране учительница продемонстрировала образцы таблиц с комментариями и дополнениями. Было дано домашнее задание: выучить параграф в учебнике и по выбранным в сетях таблицам проанализировать, к какой сфере деятельности они относятся.

Дистанционный урок был завершен, разумеется, без звонка на перемену, но все равно ощущался тот эффект присутствия, который имеется при крепкой духовной связи близких людей.

– С детьми в течение этих двух недель дистанционки: и во время видеоуроков, и вне их – всегда была на связи, – говорит Индира Сеитбиевна. – Ведь как классный руководитель я несу за них ответственность круглосуточно. У меня в 9 «б» 24 ученика. Девчонки, как на подбор, воспитанные, предупредительные, а вот мальчишки беспокойные. Некоторые сейчас болеют, переживаю за них. Судьбу каждого моего ученика пропускаю всегда через себя, и так – тридцать лет. Не могу иначе. Учительство всегда было и остается, я думаю, призванием. А наши дети – наше будущее. Как мы их воспитаем, что вложим в них, так страна и будет развиваться.

Педагогика – это не профессия

Она никогда не забудет свое первое классное руководство, когда через месяц после работы в школе тогдашний директор дал ей самый неуправляемый класс – восьмой: 34 ученика, среди которых было немало отпетых хулиганов, бузотеров и двоечников.

Но каждый раз, приходя в класс, словно ныряя в омут с холодной водой, она все равно пыталась искать ключи к сердцам ребят. То от имени аула похвалит чьего-то отца или старшего брата, то перескажет интересную статью из «Комсомолки» и, воспользовавшись паузой, включит подростков в учебный процесс.

Долго ли коротко ли, но взаимопонимание с тем 8-м классом она нашла и благополучно довела до окончания школы.

Когда в 2010 году, объявленном Годом учителя, был организован региональный конкурс на лучшее сочинение о любимом учителе, признанный эрудит Кумышской школы, победитель районных олимпиад по информатике, десятиклассник Ханафий Хасанов написал: «Наша Индира Сеитбиевна – настоящий революционер компьютерной технологии. Благодаря ей с интернетом подружилась не только вся школа, но и большая часть Кумыша. Многие аульчане отказались от приобретения роскоши, чтобы в доме стоял приличный ноутбук – такой вот народный «роман» с компьютером. Для нашей учительницы педагогика не профессия, а образ жизни и судьба».

Уроки классного форума

На состоявшемся в Москве 9-10 октября 2021 года Всероссийском форуме классных руководителей нашу республику в числе 7 педагогов представляла и моя героиня. Тысяча учителей со всех концов страны получили возможность стать участниками двенадцати круглых столов, проходивших в Гостином дворе, где речь шла о профессиональной этике педагога, искусстве социализации классного коллектива, профориентации школьников, новых веяниях в воспитательной работе с поправкой на реалии современной жизни. А ярмарка образовательных проектов раскрыла широкие горизонты для самореализации учителей-предметников. Как сказал на открытии форума министр просвещения РФ С. Кравцов, на первом месте в образовании стоит воспитание, на втором – обучение.

– Самое главное, что я почерпнула для себя за те два незабываемых дня октября ушедшего года, – современный учитель должен опережать время и быть на одной волне со своими воспитанниками, – говорит Индира Сеитбиевна. – Но это вовсе не означает потакать им и идти у них на поводу, нужно направлять их в нужное русло.

– Индира Сеитбиевна, у вас в руках мощный инструмент – компьютерные технологии, которыми вы в совершенстве владеете, а это максимально приближает вас к школьникам, увлеченным гаджетами, но… «Учиться им неинтересно, лишь бы в гаджетах посидеть», – считают взрослые.

– На форуме мы говорили и об этом: как сделать так, чтобы дети в сетях искали не развлечения, а способ самореализации, самообразования. Большое внимание стараюсь уделять приобщению учащихся к этике и корректности во время общения в сетях. «Здравствуйте», «пожалуйста», «будьте добры», «с уважением к вам» – теперь мои ученики не обходятся без этих волшебных слов во время переписки как со взрослыми, так и со сверстниками.

– Главная мысль для вас, прозвучавшая на форуме?

– Когда педагог становится для класса классной мамой, это дорогого стоит!

Досье

Индира выросла в многодетной семье. Отец, Сеитбий Батчаев, работал водителем местной ПМК, мама, Асият Алиевна, – сезонной рабочей в совхозе «Кумышский». После окончания школы на физмате КЧГПИ она открыла для себя лаконичный язык формул, по-новому взглянула на мир точных наук. В 1991 году она пришла учителем физики в родную Кумышскую школу, как раз вступавшую одной из первых школ в Карачаево-Черкесии в «эру компьютеризации». После прохождения курсов по информатике в РИПКРО молодая учительница в своем педколлективе стала локомотивом, внедрявшим в школе освоение компьютерных технологий…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
аул Кумыш видеоконференция Всероссийский форум классных руководителей дистанционное обучение дистанционный режим обучения Дистанционный урок Индира Батчаева Кумышская СОШ люди Маргарита Чомаева Национальный проект "Образование" нацпроект образование педагоги Педагогика педагогические работники Почетный работник общего образования РФ трудовая деятельность учителя форум человек и его дело