Человек, который оживлял камни
23 февраля исполняется 105 лет со дня рождения Хамзата Крымшамхалова, автора знаменитой скульптуры «Приглашение» («Горянка») в Карачаевске
У каждого скульптора и художника своя мантра, свой тайный код творчества. Хамзат Крымшамхалов во время работы любил повторять, как молитву, стихи своего дяди Ислам-Бия, художника и поэта: «Оживляя холодные камни, все под солнцем приемлет мой глаз. Окружающий мир я руками заношу на холсты без прикрас. Лучезарные краски поют – они радуют душу мою…»
Родословная
Хамзат родился в семье штабс-капитана российской армии, карачаевского князя Басханука Крымшамхалова. Сейчас бы сказали, что он родился с золотой ложкой во рту. Предки его были знатные люди: один из них, Ислам Ачахматович Крымшамхалов, был верховным правителем, олием карачаевского народа. Именно он подписал мирный договор о присоединении Карачая к России в 1828 году. С тех пор его наследники несли военную службу в русской армии вплоть до Октябрьской революции. Отец и все дяди Хамзата были офицерами. Один из братьев отца, Ислам-Бий Крымшамхалов, служил поручиком в конвойной сотне российского императора Александра III. Позже, выйдя в отставку, Ислам-Бий стал видным общественным деятелем в Карачае, был известен как художник и поэт. Отец Хамзата, Басханук Пашаевич, штабс-капитан, командовал пехотным батальоном в период Первой мировой войны.
Страницы жизни
После Октябрьской революции отец Хамзата вернулся в родовое имение в Теберду и занимался хозяйственными делами. В феврале 1922 года как представитель княжеского рода и офицерского корпуса Басханук был арестован и без суда и следствия расстрелян красными. Хамзату тогда было пять лет.
С ранних лет он увлекался рисованием. На развитие его способностей большое влияние оказало творчество дяди, Ислам-Бия, графикой увлекался и его покойный отец. После окончания школы Хамзат поступил в Тбилисскую художественную академию, где учился в 1938-40 годах. Потом он работал в редакции газеты «Дагестанская правда» художником.
В 1941 году Хамзата забрали на фронт. В одном из боев он был тяжело ранен, после демобилизации вернулся на прежнее место работы, в редакцию газеты «Дагестанская правда» в Махачкале, но вскоре вместе со всеми карачаевцами был сослан в азиатскую часть страны. Будучи в ссылке с 1944 по 1957 год, Крымшамхалову повезло устроиться работать художником. Он много работ посвятил патриотическим и трудовым будням республики, принимал активное участие в архитектурно-монументальном оформлении Алма-Аты. Скульптурная композиция «Панфиловцы», картины «Хлеб», «На джайляу», «Железная дорога» и другие принесли ему известность. Его уникальные скульптурные произведения руководством республики вручались государственным делегациям Китая и Индии. В 1957 году им красочно была иллюстрирована книга карачаевских поэтов «Искры», изданная в Алма-Ате.
Возвращение
В 1957 году Хамзат Крымшамхалов, уже став известным художником, вместе со своим народом вернулся на родину. Ему было уже сорок, и он был полон творческих замыслов. «Меня давно интересует историческое событие, которое должно стать темой большого полотна. Это разгром русскими войсками полчищ турецкого военачальника Батал-Паши, – говорил Хамзат Басханукович. – Кроме того, хочется написать серию портретов участников Великой Отечественной войны».
К сожалению, эти замыслы не осуществились. Бывшие руководители области отказали ему в устройстве на работу и создании условий для творческой деятельности. Главной причиной в этом было его дворянское происхождение.
В Кабардино-Балкарии
Хамзат Крымшамхалов вынужден был уехать в Кабардино-Балкарию, где был принят тепло и руководителями республики, и коллегами. Талант мастера кисти и резца был оценён по достоинству, ему предоставили и жилье, и мастерскую. С 1957-го по 1985 год ваятель работал в Нальчике. Трудился в жанре графики, живописи и скульптуры. За годы своего пребывания в Нальчике он сделал многое: иллюстрировал сборник «Балкарские народные сказки», книги писателей, написал ряд интересных картин. Особенно были значительны успехи Хамзата Басхануковича в произведениях из камня, бронзы и керамики. Выставки его посещали сотни и тысячи людей. Вот отзывы посетителей: «Остро ощущается поистине титанический труд патриота своей Отчизны…» или «Спасибо народу, воспитавшему достойный талант…».
Ряд прекрасных скульптурных работ подарил художник родной Карачаево-Черкесии, в их числе символ Карачаевска «Горянка», памятник Герою Советского Союза X. Богатыреву (Карачаевск), монумент-композиция, посвящённая воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Учкекен).
Одной из последних работ художника был скульптурный портрет генерал-полковника С. К. Магометова, выполненный с натуры во время пребывания последнего в Нальчике в 80-е годы.
Художник планетарного мышления
Произведения горского художника ещё при жизни его получили большое распространение. Их можно встретить в Прибалтике, разных регионах России, Казахстане, республиках Северного Кавказа. Этому способствовали широта тематики его произведений, процессы прогресса и трагедии эпохи, борьба добра и зла на земле, размышления о судьбе человека, народов и человечества. Его называли художником планетарного мышления.
Личная жизнь Хамзата Крымшамхалова составляла цепь драматических событий. Она вместила в себя войны эпохи, потерю благородных родителей, террор красных, лишение имущества, изгнание с родины, тяжёлые фронтовые раны, репрессии и генетическое преследование… Хамзата Басхануковича как-то спросили: «Как вы уцелели от этих бесчисленных ударов судьбы?» «Меня спасло искусство, – ответил Хамзат. – Когда мне было невмоготу, я брал в руки карандаш или кисть и рисовал не ту драматическую ситуацию, а какие-то светотени, лучи надежды, подавляющие мрак. Эти мгновения дарили мне глоток свежего воздуха, силы для второго дыхания».
Знакомым и друзьям художника навсегда запомнился его обаятельный образ: высокий статный горец с широким лбом, спокойным, умным взглядом и светлой улыбкой. Азамат Суюнчев, народный поэт Карачаево-Черкесии друг художника, рассказывал об этом времени: «Мне приходилось наблюдать за движением рук мастера. Когда он ударом молотка откалывал куски кремнистого гранита, часто летели сияющие искры, будто не из-под рук его вылетают каменные крошки, а искры из его пламенного сердца. Он мог работать часами, усердно, вдохновенно. Постепенно из камня рождался образ человека. Мне он казался сказочным каменотёсом из древних сказаний…»
В конце жизни Хамзату Крымшамхалову было присвоено почётное звание «Заслуженный художник России», он был лауреатом Государственной премии Кабардино-Балкарии. Некоторое время исполнял обязанности председателя Союза художников КБР, воспитал целую плеяду молодых живописцев и скульпторов в Нальчике. Боевые и трудовые заслуги X. Крымшамхалова отмечены орденом Отечественной войны 2-й степени и многими медалями.
Память
Благодарные земляки на второй его родине, в Кабардино-Балкарии, многое сделали для увековечения памяти скульптора. Они бережно охраняют памятники, созданные Крымшамхаловым. В музее изобразительных искусств КБР экспонируются работы живописца. А на его родине, на въезде в Карачаевск, стоит скульптура «Приглашение», которую жители любовно называют «Горянкой». Это стройная девушка с чашей в протянутых руках. «Горянка» встречает и провожает жителей и гостей города. Она – символ народного гостеприимства, память о её создателе – Хамзате Крымшамхалове.
Досье
Хамзат Басханукович Крымшамхалов родился в Теберде 23 февраля 1917 года. Окончил Тбилисскую академию художеств. До войны работал художником в газете «Дагестанская правда». В 1941-1943 гг. Хамзат Басханукович воевал на фронтах Великой Отечественной войны. После демобилизации вернулся на работу в «Дагестанскую правду», однако вскоре был депортирован в Среднюю Азию. Во время ссылки Крымшамхалов принимал активное участие в архитектурно-монументальном оформлении Алма-Аты. В 1957 году вернулся на Кавказ и до самой смерти жил и работал в Нальчике. Умер 2 октября 1985 года в Нальчике. Похоронен на родине, в Теберде, рядом с могилами отца и дяди на кладбище Джамагат.
{{commentsCount}}
Комментариев нет