День республики № 20 от 24.02.2022

Мы сделали друг друга богаче

О взаимном влиянии казаков и горцев рассказывает Татьяна Невская

14 марта в 11:32
 просмотров
Центральная улица ст. Баталпашинской (начало XX века)
Центральная улица ст. Баталпашинской (начало XX века)

Карачаево-Черкесия – многонациональный регион, где веками бок о бок живут представители разных народов. Приезжающие к нам из-за рубежа или российской глубинки удивляются: как вы, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, уживаетесь друг с другом? Какой у вас секрет?

На самом деле секретов особых нет. И проблем навалом. Одно время нас пытались учить толерантности, говорили, что нужно терпеть друг друга. И тут мы все, независимо от национальности, отвечали в один голос: нужно не терпеть, а уважать друг друга, знать и понимать культуру своего соседа, тогда и язык можно общий найти. Наверное, это и есть наш главный секрет. История нашей республики действительно непростая. Всяко было. Но именно мудрость наших народов, взаимное уважение позволили избежать пожара межнациональной розни, не спорить, а учиться друг у друга, перенимая лучшее.

Включение в конце XVIII века Кавказа в орбиту внешней политики России, помимо трагических жертв и потерь, привело к тому, что горские и кочевые народы Северного Кавказа оказались соседями славянского населения, с которым стали вступать в экономические, хозяйственные, торговые и культурные связи.

В контактах кавказских жителей с русскими переселенцами были заинтересованы обе стороны. Вдоль Кубанской линии вместе с казаками кордонную службу несли отряды горской милиции. При укреплениях и станицах открывались меновые дворы. Горцы продавали казакам лес, скот, ремесленные изделия. Казаки поставляли горцам соль, ткани, изделия из металла.

Попав в горы, казаки долго не могли приспособиться к новым условиям жизни, но постепенно стали перенимать приемы животноводства у горцев, практиковать даже отгон скота на летние пастбища и строительство кошей, а также приемы заготовки и хранения кормов. В казачьих дворах появились постройки, заимствованные из горского быта, – плетеные сапетки, в которых хранили кукурузу или сено.

Заимствовали славяне у соседей и породы скота, которые были неприхотливы и приспособлены к местным условиям. Например, пользовались популярностью породы ногайского и калмыцкого «красного рогатого скота». Однако скот у кочевников и горцев был малопродуктивен, коровы давали по 3 литра молока, тогда как коровы «серого украинского скота» давали по 10 литров. Поэтому горцы и кочевые народы охотно покупали у славян молочных коров «черноморского отродья серого скота». Породы скота смешивались, таким образом, народная селекция способствовала созданию новых пород, отличающихся высокими качествами. В конце XIX века, когда казакам нужны были уже не только строевые, но и рабочие кони, горских лошадей стали скрещивать с русскими тяжеловозами.

В свою очередь, горцы стали перенимать у славянского населения более высокую технику земледелия и новые сельскохозяйственные культуры. Традиционными для карачаевцев и адыгов культурами были ячмень, просо, кукуруза, в незначительных количествах выращивали яровую пшеницу. Благодаря соседству казаков стали сажать гречиху, озимую пшеницу, а также рожь, позже – подсолнечник и картофель. Огородничество постепенно стало играть заметную роль в экономике семьи, так как капуста и картофель могут расти на высокогорье. Знакомство с культурой соседних народов способствовало развитию торговли. Большим спросом пользовалась упряжь, изготавливавшаяся горцами и кочевниками, – седла, хомуты, уздечки. Казаки заимствовали у горцев форму седла на деревянной основе с кожаной подушкой. Такое седло позволяло всаднику по многу часов находиться верхом на лошади, не натирая ей спину.

Славянское население перенимало у горцев блюда традиционной кухни, особенно молочные – айран, каймак. Горцы стали употреблять в пищу овощные блюда, самые богатые обзаводились самоваром и пили чай с сахаром.

Казаки стали носить горскую одежду – бешмет, черкеску, папаху, бурку. Горский костюм был не только красив, но и удобен как в повседневной жизни, так и в военных походах. Однако и горская одежда не осталась неизменной, подвергшись влиянию русского костюма. Так, в женском платье, которое шилось по фасону черкески, стали зашивать разрез спереди, таким образом рубаха постепенно трансформировалась в нижнее белье. В аулы стали постепенно проникать те ткани, которые горцы сами не производили, – ситец, китайка. Вместо галунов стали использовать фабричные тесьму, шнур, бахрому. Для украшения одежды стали применять пуговицы, застежки. К концу XIX в. горянки использовали покупные материалы, обувь. В конце XIX – начале XX века зажиточные горцы стали приобретать часы, которые носили на золотой или серебряной цепочке в нагрудном кармане, который пришивали специально для этого к груди черкески.

Богатые дома стали покрывать жестью, увеличился размер окон даже в срубовых домах. В горских домах стали появляться русские печи, хотя продолжали оставаться и очаги с дымарем, так как пищу готовили на очаге, а печь служила лишь для отопления. Бывало, что очаг на зиму обкладывали камнями и обмазывали глиной, превращая в печь, а летом разбирали камни. Двери стали делать на железных петлях, в богатых домах в начале ХХ в. появились деревянные полы. Под влиянием славянского населения в горских домах появляется покупная мебель – столы, стулья, позже – металлические кровати, шкафы, зеркала.

Трансформации в культуре горцев подверглись даже такие устойчивые элементы, как правовые обычаи. Адаты, прежде всего регулирующие семейные отношения, постепенно смягчались.

Таким образом, Северный Кавказ стал зоной культурных контактов разных народов. Этому процессу не мешали различия в языках и религиозных верованиях. Культура русских и украинских переселенцев изменялась, приспосабливаясь к новым условиям, впитывала в себя лучшие традиции коренных кавказских народов. Горцы и кочевники, в свою очередь, обогащали культуру жизнеобеспечения за счет заимствований у казаков и крестьян.

По материалам статьи Т.А. Невской «Взаимное влияние культур казачества и горцев» // Баталпашинские чтения. Выпуск 1. Черкесск, 2021. С. 114-122.

Факт

Массовое переселение славян на Северо-Западный Кавказ стало осуществляться после русско-турецкой войны 1768-1774 годов. В конце XVIII века станицы Хоперского полка были переселены в верховья Кубани, в 1804 году появились редуты Баталпашинский и Усть-Тохтамышевский, возле них возникали поселения.

Поделиться
в соцсетях
горцы животноводство история казаки КЧР Листая страницы истории межнациональные отношения национальная кухня растениеводство Татьяна Невская традиции