Доброе сердце, острое перо
Проблема сохранения родного языка всегда волновала Биляла Аппаева
Дни, как бусинки, похожие друг на друга, бегут… нет, летят. Время своей властной рукой неустанно провожает их в небытие, словно перебирает чётки. Его быстротечность особо ощущается, когда теряешь близкого человека…
Эти мысли посетили меня, когда беседовал со старшим сыном покойного Биляла Аппаева, нашего известного писателя и публициста, много лет проработавшего в газете «Къарачай» завотделом культуры. На днях его сын Магомет принёс в редакцию несколько экземпляров последней книги отца из цикла «Крылья моего народа», изданной после его смерти.
– Он чувствовал сердцем, что это действительно его последняя книга, потому пытался как-то ускорить её выход в свет, – говорил Магомет. – Будучи больным, решил лично сам отвезти рукопись в Майкоп, в типографию. По дороге он несколько раз останавливал машину, чтобы подышать свежим воздухом и попить лекарство от сердечной боли…
Подарив мне экземпляр этой книги, Магомет не спешил уходить из кабинета, где Билял Добаевич провёл последние 30 с лишним лет своей жизни, где каждый предмет: от компьютера до старого электрочайника – напоминал о нём. Магомет часто заглядывал сюда, выполняя какие-нибудь поручения отца. «Редакция давно стала для него вторым отчим домом», – говорил он. В общем, беседа получилась некороткой…
Билял Аппаев принадлежал к так называемому «среднему поколению» карачаевских писателей. Дагир Кубанов, Мусса Батчаев, Хусей Джаубаев, Сеит Лайпанов, Назифа Кагиева, Азрет Семенов… С их именами связано возрождение литературного процесса карачаевцев после возвращения из ссылки. Это были наши «шестидесятники».
Родился Б. Аппаев в 1939 году в селе Учкекен, там же окончил среднюю школу. В старших классах он уже писал стихи. В 1964 году вышла в свет его первая книга «Ата джуртума» («Родине»). После школы Аппаев поступил на филологический факультет Карачаево-Черкесского государственного пединститута. Его тогда уже знали как автора, подающего надежды. После окончания института его пригласили в областной радиокомитет на должность редактора. Там он проработал 20 лет. Удивительная работоспособность и большой талант позволяли ему заниматься личным творчеством, как говорится, «без отрыва от производства». Окончательно поняв, что в его творчестве давно превалирует драматургия, он поступает на Высшие литературные курсы по драматургии в Москве. После их окончания Аппаева пригласили в редакцию карачаевской газеты (тогда она называлась «Ленинни байрагъы»).
Родной газете «Къарачай» он отдал около 40 лет своей жизни. Столько же лет, как я его знаю.
В творческом коллективе, как нигде, люди дополняют друг друга. У журналистов, особенно у пишущих, такая взаимосвязь чувствуется остро. У каждого свой почерк, свой стиль, своя манера подачи материала. Но всех объединяет общая цель, общая идея – воспитывать в людях любовь к родному языку. Сегодня это актуально особенно для национальной, или, как принято сейчас говорить, «этнической», журналистики.
Проблемы сохранения языка, преемственности в нашей литературе, журналистике всегда волновали Биляла Добаевича. Ёще одна черта его характера – это любовь к юмору и умение использовать его в нужном месте в нужное время.
Творческая деятельность Биляла Аппаева по достоинству оценена государственными наградами, критиками, литературоведами, благодарными читателями. Он – народный писатель Карачаево-Черкесии, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, автор более 20 книг. Много лет наш Билял был членом совета по драматургии Союза писателей России, и в Союзе писателей КЧР он возглавлял карачаевскую секцию.
Да, уход из жизни таких людей, как Билял Добаевич Аппаев, – это тяжёлая утрата не только для близких ему людей, но и для всей республики. Его крылатое слово, его идеи, его мысли живут в его произведениях, спектаклях на его пьесы, на газетных страницах, в песнях. Он был яркой творческой личностью, оставил после себя яркий след.
Кстати,
велико творческое наследие народного писателя КЧР Биляла Аппаева: это десятки пьес и стихотворений, рассказов, повестей и романов. В 1989 году вышел роман Аппаева «Первая любовь», ставший первым детективным произведением в карачаевской литературе (в 2010 году на русском языке). Также им было создано около 30 песен и танцевальных мелодий.
{{commentsCount}}
Комментариев нет