День республики № 22 от 01.03.2022

Экскаваторы работают там, где «бурунная рать»

На реках Теберда и Кубань ведутся противопаводковые работы

18 марта в 11:55
2 просмотра
Работы не прекращаются ни на минуту
Работы не прекращаются ни на минуту
Источник — Фото RIAKCHR.RU

«Говорят, дети, которые мечтают водить поезда, на самом деле очень редко становятся машинистами. Если это верно, то мне несказанно повезло, ведь я уже два года как твердо и определенно решил, что буду изучать животных. Ничто иное меня не занимало», – писал Джеральд Даррелл в своей известной книге «Звери в моей жизни».

У жителя села Красный Октябрь Азрета Аппакова все сложилось, как и мечталось. И в детстве, и в юности его было за уши не оттянуть от техники, причем, всегда большегрузной. А став постарше, стал интересоваться исключительно мощными, внушительными машинами – автомобильными кранами, бульдозерами, экскаваторами. В итоге на экскаваторщика и выучился.

Сейчас Азрет работает в ООО «Партнер», которым руководит Парисбий Ижаев.

– Без работы не сидим ни дня, – рассказывает Азрет, покинувший кабину экскаватора для контроля обстановки, а тут и я подоспела, кстати, машины, а в этот день на реке работали два экскаватора, стояли посередине реки Теберды, и добраться до них по скользким речным валунам было весьма проблематично, – тем более, что без выемки грунта, чем собственно, и занимается любой экскаваторщик, не обходится ни одно гидротехническое, дорожное, гражданское или промышленное строительство. Особенно востребованы по весне гидротехнические работы, в частности, насыпи в реках, которые позволяют при половодье не только сбросить скорость реки, но и разделить ее на несколько рукавов.

– Работы на реке Теберде, – продолжает он, – начинаются в тех местах, где через реку перекинуты кладки, соединяющие два берега. В данном случае, это кладка в ауле Джингирик и кладка в Карачаевске, которая соединяет два микрорайона Бирлик и Алмалы-Тала. В районе последней, как видите, мы сейчас и работаем. Почему эти места в первую очередь? Потому что скорость течения воды под такими сооружениями, как мосты и кладки, резко возрастает, что создает серьезную опасность для их опор. Да и не только опор. К примеру, четыре года назад вода так лютовала, что кладку «слизнула», как корова языком, а впридачу и бетонные плиты, выложенные по левому берегу р. Теберды…

И это факт. По дороге к ребятам мне довелось увидеть и остатки бетонных плит, торчащих из воды, и разрушенный водой берег, от которого до ближайшего дома рукой подать в прямом смысле этого слова… Правда, жители близлежащих домов не сидят сложа руки, они укрепляют берег реки всем, чем могут – камнями, обрезками деревьев, кусками бетонных плит, мешками с песком, словом всем, что послужит волноломом…

– Я сама живу с сыном в Черкесске, – рассказывает Марджан Хасанова, – но каждую весну приезжаю погостить к дочери сюда, в Алмалы-Тала, потому что каждую весну нами овладевает беспокойство, а ну как опять придет вода, как в 2002 году. Река тогда снесла все хозяйственные постройки, смыла огород, а у дочери пятеро детей… Но вот уже два дня, как тишина в районе сменилась грохотом, шумом двух с утра до вечера работающих экскаваторов, и это успокаивает, обнадеживает людей…

На втором экскаваторе работает также житель Красного Октября Солтан Хубиев. Правда, в отличии от Азрета опыта работы на воде у него куда меньше.

– Солтан, трудно работать в воде, тем более что твоя машина стоит на краю откоса. Эта громадная механическая лапа с грузом того и гляди, перевесит кабину?

– Что да, то да, емкость у ковша приличная – 80 кубометров, а расстояние, на которое он может переместить груз, достигает 200 метров. Но это не грозит никакой опасностью, экскаватор – машина не только очень маневренная, но во многом и очень совершенная и легко управляемая.

– Скажите, а как долго будет громоздиться насыпь, портя живописный вид реки?

Мой собеседник продолжил: «Все эти камни и грунт, который мы поднимаем со дна реки, послужат лишь увеличению пропускной способности реки, отводу паводковых вод от жилых домов, а впоследствии станут столь же живописной обвалкой, своего рода ограждающей дамбой для левого берега».

– А правый берег?

– Он безопасен для людей, потому как на нем нет жилых строений…

Напоследок спросила ребят: «Сегодня на реке, а завтра где будете работать?»

– Сами понимаете, постоянного рабочего места у нас нет, – ответил Азрет, – но по весне, как правило, пропадаем на реках. И я думаю, что у жителей Карачаевского городского округа нет особых оснований бояться воды, тем более, что согласно распоряжению мэра г. Карачаевска Альберта Дотдаева противопаводковые работы будут вестись на всех проблемных участках Кубани и Теберды, омывающих город с двух сторон…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Азрет Аппаков Алмалы-Тала аул Джингирик берегоукрепляющие сооружения Карачаевск Карачаевский городской округ КЧР Марджан Хасанова ООО "Партнер" подготовка к прохождению паводка противопаводковые работы река Кубань река Теберда Солтан Хубиев человек и его дело экскаваторщик