День республики № 22 от 01.03.2022

Жить чисто – просто, если захотеть!

18 марта в 13:49
1 просмотр
Участники круглого стола обсуждают животрепещущую проблему для КЧР
Участники круглого стола обсуждают животрепещущую проблему для КЧР

На заседании круглого стола в региональной Общественной палате рассмотрели вопрос реализации системы обращения с ТКО как важном факторе безопасности проживания в населенных пунктах КЧР.

Тема заседания круглого стола была выбрана неслучайно – долгое время утилизация твердых коммунальных отходов была и остается одной из важных безотлагательных проблем как в целом по России, так и в нашем регионе. Это признается на всех уровнях, но решается в слишком уж замедленном темпе.

Говоря казенным языком, из года в год наблюдаются опережающие темпы роста мусорных накоплений на фоне всеобщих усилий по их уничтожению. И это при том, что с 1 января 2019 года вступила в действие новая схема обращения с ТКО, призванная переломить ситуацию.

Надо признать, что за прошедшие 3 года в республике все же произошли какие-то перемены к лучшему. Но хотелось бы большего! Об этом и собрались поговорить общественники, пригласив на заседание руководителей двух основных структур, ответственных за чистоту всей Карачаево-Черкесии (региональный оператор по обращению с ТКО ООО УК «Глобус») и ее столицы – Черкесска (ООО «ЭкоСервис»). Однако вопрос, вынесенный на обсуждение, стоял гораздо шире, чем просто работа с ТКО.

– Республика держит курс на широкое развитие местного туризма, ее ежегодно посещают десятки тысяч гостей, а значит, наша курортная зона просто обязана быть опрятной и чистой! – открывая заседание, сказала председатель ОП КЧР Елена Ляшова.

Но почему-то к чистоте и опрятности общество не особо стремится, если судить по фактам. Так, по словам руководителя регионального Центра «ЖКХ Контроль» Анатолия Баркова, в ежегодном рейтинге проблем в сфере ЖКХ только по Черкесску подавляющее большинство жалоб – на содержание мусорных площадок при МКД. Да и в целом по всей территории КЧР имеется ряд проблем, связанных со сбором и утилизацией отходов.

Так, гендиректор регионального оператора по работе с ТКО Управляющей компании ООО «Глобус» Любовь Чернышова отметила, что хоть с недавнего времени плата за вывоз и утилизацию мусора и стала официально коммунальной услугой, население не везде и не всегда готово за это платить.

– Но в любом случае мусор собирается, вывозится, утилизируется. А значит, платить придется. И это пора уже понять и принять! – резюмировала Чернышова.

Говоря о качестве услуги, Любовь Петровна упомянула сопутствующую бездеятельность иных муниципальных властей – мало где стоят контейнерные площадки для сбора мусора. Отдельной проблемой она обозначила качество некоторых дорог в Карачаево-Черкесии. Так, чтобы вывезти мусор из удаленных населенных пунктов Урупского района (пос. Пхия и Загедан) приходится в буквальном смысле калечить технику:

– Стоит один раз съездить туда, и машина сразу становится на ремонт, – посетовала Любовь Чернышова, упомянув, что их технопарк невелик и количество машин ограничено.

По вечному вопросу вывоза строительного мусора она дала следующее пояснение:

– Мы не из вредности его не забираем. Мелкий мусор прессуем и вывозим, но более крупный ведет к поломке машины. А стоимость одной пресс-плиты около 200 тысяч рублей.

Есть и другие трудности. Курортные заповедные зоны тоже подвергаются сильному загрязнению в местах массовых посещений туристами. Но зачастую трудно найти собственника в том же Архызе, чтобы заключить с ним договор на вывоз мусора. К тому же по закону в лесном фонде нельзя организовывать площадки для сбора мусора. И пока имеется это противоречие, все остается как было. Тем не менее, работа ведется, организация уже обслуживает 98% населённых пунктов Карачаево-Черкесии, кроме города Черкесска. А чтобы своевременно и качественно предоставлять услуги по лизингу было закуплено еще 3 единицы дополнительной техники.

Далее последовало выступление гендиректора ООО «ЭкоСервис» Самира Такушинова, который поведал собравшимся о плюсах и минусах реализации системы обращения с ТКО в Черкесске. Основной проблемой он обозначил переполненные баки на площадках для сбора мусора во дворах МКД, а также – затрудненный подъезд к этим площадкам.

– Машины жильцов сплошь загораживают подъездную территорию, порой приходится тратить немало времени в ожидании, пока водители освободят проезд, – рассказал Такушинов.

Тем не менее он подчеркнул, что нарушение графика случается редко, а на все жалобы и нарекания они стараются реагировать сразу.

Отвечая на вопросы, руководитель ООО «ЭкоСервис» пояснил присутствующим, что за содержание контейнерных площадок и территории, прилегающие к месту погрузки мусора, отвечает собственник земельного участка. И если это площадка во дворе МКД, то обычно собственники помещений в доме поручают это управляющей компании. Именно она в данном случае отвечает за чистоту на контейнерной площадке. Кстати, Самир Такушинов сообщил, что в ближайших планах – создание реестра всех площадок для хранения и сбора ТКО, чтобы проще было определить их собственника.

Такие безрадостные картинки в нашей республике можно увидеть на каждом шагу
Такие безрадостные картинки в нашей республике можно увидеть на каждом шагу
Источник — Фото автора

Понемногу решается вопрос раздельного сбора мусора. В Черкесске уже размещено 60 новых контейнерных сеток для пластика, и в рамках федеральной программы закуплено еще 1000 контейнеров двух видов, которые скоро установят на новых площадках. А в рамках реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми отходами в 2021 году» в Карачаево-Черкесии было приобретено 1780 контейнеров для раздельного сбора ТКО.

Были затронуты и проблемы частного сектора. Некоторые участники заседания отметили, что с момента введения «поведерного» сбора мусора город стал не чище, а грязней. Сейчас этим видом сбора ТКО в городе охвачено 140 улиц. Свой мусор население выставляет в пакетах, забирают его не всегда вовремя, а ветер и собаки делают свое «грязное» дело – мусор попадает далеко за пределы зоны сбора. Общественный контролер Екатерина Семченко тоже отметила грязь и строительный мусор как нежелательные знаки отличия столицы КЧР.

В ходе обсуждения данного вопроса предлагались разные варианты его решения.

– Если бы каждый собственник отходов отвечал за то, что и куда он выбрасывает, было бы гораздо проще. Наши ресурсы ограничены, коллектив небольшой, и мы действуем в рамках закона. Пусть личные контейнеры приобретают, мы им даже поможем в этом. Но предложений таких пока не поступало! – высказал свою точку зрения Такушинов.

К слову сказать, городские жители из частного сектора по понятным причинам отнюдь не горят желанием ставить возле себя мусорные баки. Поэтому поиск удобных для всех площадок для сбора ТКО – та еще канитель. И пока все вынуждены мириться с пакетированным сбором.

Острая полемика возникла вокруг «пригородного» мусора. Большей частью круча над Кубанью в ауле Псыж и селе Дружба в безобразном состоянии и просто завалена бытовыми отходами, причем с достаточно древней историей. А решить эту проблему единовременно весьма проблематично как технически, так и финансово.

Отдельно по «мусорной» теме отчитались представители некоторых районов. Так, главная проблема поселка Кавказского Прикубанского района – в обустройстве площадки по сбору ТКО. Место под нее нашли, а вот забетонировать и обустроить не хватает денежных средств.

Беда Абазинского района, как уже упоминалось, – несанкционированные свалки и строительный мусор. Причем пласты застарелого мусора на псыжских склонах постоянно пополняются. И пока за это нет административной ответственности, простую гражданскую сознательность никто не проявляет. В очередной раз прозвучала сакраментальная фраза, что самая тяжелая работа – с населением.

Приятным исключением стало сообщение представителя администрации Ногайского муниципального района о том, что особых проблем в сфере сбора и утилизации ТКО у них нет. Из пяти поселений мусор вывозят дважды в неделю, всего в районе установлено около 500 баков, 200 из которых в прошлом году выделил Минстрой КЧР.

Далее участники круглого стола обсудили еще несколько вопросов по заданной теме, а затем вынесли резолюцию.

Завершая мероприятие, член Общественной палаты КЧР Константин Барков отметил, что любые вопросы можно решить, если есть хороший юридический контакт между участниками одного процесса. Но пока такого контакта нет. Заместитель министра строительства и ЖКХ КЧР Зульфира Батчаева отреагировала фразой: «Что ж, будем это учитывать и дорабатывать!»

Справка

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР рекомендовано обратить особое внимание на соответствие цены и качества предоставляемой услуги и потребовать исполнения заключенных договоров региональных операторов с муниципальными образованиями. Регоператорам по работе с ТКО следует усилить работу с МО и УК. Общественникам – вести постоянный контроль за реализацией программы работы с ТКО с учетом мнения и оценки гражданского общества.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Анатолий Барков вывоз и утилизация мусора Елена Ляшова жилищно-коммунальная сфера ЖКХ контроль заседание коммунальные услуги Комплексная система обращения с ТКО контейнерные площадки для сбора мусора круглый стол КЧР Любовь Чернышова Министерство строительства и ЖКХ КЧР Минстрой КЧР МКД мусорная реформа мусорные контейнеры несанкционированная свалка обращение с ТБО Общественная палата КЧР ООО "ЭкоСервис" ООО УК "Глобус" раздельный сбор мусора региональный оператор по обращению с ТКО Самир Такушинов сбор мусора строительный мусор твердые коммунальные отходы УК Центр общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ Черкесск