День республики № 28 от 17.03.2022

Летать над облаками

Военный летчик-истребитель Татархан Гелисханов осуществил свою детскую мечту

30 марта в 15:11
8 просмотров
Военный летчик Татархан Гелисханов
Военный летчик Татархан Гелисханов

Татархану Гелисханову было всего пять лет, когда он впервые поднялся в небо. С того самого дня он жил мечтой – стать лётчиком, чтобы ещё и ещё раз испытать это незабываемое чувство свободы и полёта.

В советские годы лёгкий многоцелевой самолёт Ан-2, иначе его называли «кукурузником», широко использовался в народном хозяйстве. Взлёт и посадка на неподготовленных полосах давали ему возможность летать в труднодоступные районы, перевозить небольшие грузы, группу пассажиров, в том числе и орошать сельскохозяйственные поля.

Татархан с мальчишками гонял за селом мяч и с завистью смотрел на крылатую машину, которая размеренно кружила над колхозными полями. Словно догадываясь, о чём могут мечтать эти мальчишки, пилот однажды посадил свой самолёт недалеко от футбольного поля и взял с собой на борт юных футболистов.

В 1966 году Татархан Гелисханов пошёл в первый класс. Он уже знал, что для достижения своей цели надо, прежде всего, учиться хорошо. И он старался изо всех сил. Но, помимо знаний, предстояло физически подготовить себя к будущей профессии. В селе в то время не было спортивных секций. Татархан занимался самостоятельно. Делал пробежки, отжимался, подтягивался, разумеется, играл в футбол. Но для серьезного занятия спортом этого было мало. На его радость, в городе Назрани открылась секция спортивной школы по дзюдо. Ездить было далековато, да и транспорт был никакой, но это нашего героя не испугало. Благо тренером был Яхья Мерешков, впоследствии ставший мастером спорта СССР, заслуженным работником физической культуры РФ, подготовившим немало поколений самбистов и дзюдоистов в нашей республике, снискавшим славу по всей стране. Сюда будущий лётчик ходил три раза в неделю.

В 1976 году выпускник Долаковской средней общеобразовательной школы поехал поступать в Ставропольское высшее военное авиационное училище имени маршала авиации Владимира Ивановича Судца. Медицинская комиссия признала Гелисханова пригодным к поступлению в военное училище. После успешной сдачи теоретической части экзаменов он показал блестящие результаты по физической подготовке. Так он стал курсантом лётного училища.

В сентябре 1978 года он совершил свой первый самостоятельный полёт. В этом же году перед началом лётного обучения он совершил свой первый прыжок с парашютом.

В августе 1980 года после успешной сдачи государственных экзаменов он показал блестящий уровень лётной подготовки на истребителе СУ-15, который был оценен на «отлично» председателем экзаменационной комиссии, военным лётчиком, начальником авиационного училища генерал-майором авиации Анатолием Степановичем Пономаренко. После такого успеха ему предложили остаться в училище в качестве летчика-инструктора для обучения курсантов лётному делу.

С 1980 по 1983 год Татархан Гелисханов проходит службу в воинской части 221467, базирующейся в поселке Ханкала города Грозного на аэродроме «Слепцовская» Сунженского района ЧИАССР. В 1984 году его переводят по службе в город Ставрополь, где он продолжил обучать курсантов в воинской части 31531 на аэродроме «Холодногорск». В декабре этого года Гелисханов получил квалификацию военного летчика-истребителя первого класса. В этом же году он женился на Фатиме Амирхановой. От этого брака у него родились дочь и два сына. Позже двое из них избрали профессию экономиста, один – программиста.

А пока лётчик-инструктор продолжил свой путь – обучал летать будущих лётчиков. Обучение курсантов продолжалось девять месяцев – с марта по ноябрь. Каждому инструктору в год давали по 5-6 курсантов. Рабочий день первой смены начинался в 4:45 утра и продолжался до 18:00. Вторая смена – с 11:00 утра до 24 часов ночи. К тому же было нелегко отправлять в небо мальчишек, когда каждый полёт был сопряжён с риском для жизни. Но, несмотря на все трудности, лётчик Гелисханов любил своё дело, а профессия отвечала ему взаимностью.

В феврале 1990 года приказом министра обороны СССР Татархан Султанович награждается медалью «За отличие в воинской службе». Командование части назначает его командиром авиационного звена. Теперь он готовит к полётам 25 курсантов. Уже в апреле этого года приказом министра обороны СССР Татархану Гелисханову присваивают звание майора.

Служба Татархана Султановича завершилась в марте 1995 года. Это время совпало с расформированием лётного училища в Ставрополе и переводом личного состава в Армавир.

За время службы Татархан Гелисханов налетал более 2200 часов, подготовил 56 летчиков для истребительной авиации страны, что соответствует по количественному составу авиационному полку.

Сегодня Татархан Султанович в полном здравии и в хорошей физической форме. Небо любит по-прежнему, но уже летает не за штурвалом самолёта, а в его салоне. Живёт с семьёй в Москве и часто бывает на родине, с которой никогда не терял связи.

Лилия ХАРСИЕВА.
Газета «Ингушетия».

Досье

Татархан Султанович Гелисханов родился 22 июня 1958 года в селении Долаково Назрановского района ЧИАССР в многодетной семье Султана и Марифы (Парчиева) Гелисхановых, где было четверо сыновей и три дочки. Дети воспитывались по устоям традиционной ингушской культуры, с детства им прививались уважительное отношение к труду и любовь к знаниям.

Л. ХАРСИЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография Газета "Ингушетия" Ингушетия Кавказ - наш общий дом летчик люди Пресса Кавказа Республика Ингушетия судьба человека Татархан Гелисханов