День республики № 29 от 19.03.2022

Искусство, пережившее века

1 апреля в 10:51
 просмотров
От такой красивой вышивки глаз не отвести
От такой красивой вышивки глаз не отвести

Солярные розетки, знаки вечности, символы плодородия, стилизованные изображения животных, знаки огня, кресты – архаичные символы, дошедшие до нас из глубины веков. Фигурки, перекликающиеся с петроглифами и женскими татуировками, орнаментом резного дерева и камня, – всё это таинство хранит в себе вышивка. И до сих пор идут споры, где именно она возникла – в Кайтагском районе или в с. Гапшима Акушинского района.

Сегодня мы в селении Гапшима. Разбираемся в истории. Заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) Зубалжат Мирзаева говорит, что более 600 уникальных работ было найдено именно в этом селении, а вышивку называют «кайтагской», потому что в Кайтагском районе её обнаружили этнографы и первыми рассказали о ней в своих научных трудах. Старинное искусство чуть было не кануло в Лету, если бы не энтузиасты. Они в начале ХХ века взялись за возвращение забытого ремесла.

– Это были семьи Исмаиловых и Магомедовых из Гапшима. Надо отдать должное и жительницам Кайтагского района, которые с увлечением взялись за возрождение производства. А семантика многих символов всё еще полностью не разгадана, – рассказывает Зубалжат Мирзаева.

Шёлковые вышивки, изготовленные по аналогам древних и не уступающие им в художественном отношении, создаются сегодня уроженками селения Гапшима Зухрой Исмаиловой и Патимат Ситуевой. На создание одной работы может уйти до шести месяцев.

Её называют истинно народным видом творчества, действительно покорившим не только Россию, но и весь мир. Она стала предметом исследования для искусствоведов, музейщиков и коллекционеров. Экземпляры представлены во многих музеях страны и за рубежом.

– Чаще всего их находили в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском районах. Самые ранние произведения датируются XVIII веком, изучать эти вышивки стали сравнительно недавно. Как о предмете материальной культуры о них в своих трудах писали В. В. Марковин, А. А. Иванов, Д. М. Атаев и другие этнографы. Но особенно известными они стали после их описания английским исследователем Робертом Ченсинером в его труде «Кайтаг. Текстильное искусство Дагестана в 90-х годах XX века», – поясняет Зубалжат Мирзаева.

По словам искусствоведа Джамили Дагировой, у Р. Ченсинера «…практически не было доказательств широкого распространения этого ремесла в местности Кайтагского района, за исключением того, что в нескольких селениях им было обнаружено небольшое количество вышивок». По логике эти вышивки должны бы именоваться как «гапшиминские», «даргинские».

Мастерицы рассказывают, что в «кайтагской» вышивке используется особенная, нигде не встречающаяся техника – шёлк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что «кайтагская» вышивка использовалась в качестве оберегов. Каждый знак имел значение, был талисманом. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок.

Использовали вышивку и во время свадебных церемоний, в нее заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках.

– Рисунком внутрь покрывалось лицо умершего. Именно ритуальным назначением, вероятно, объясняется архаичность рисунков и символов, изображенных на полотнах, идущих из далекого прошлого, еще с доисламских времен: солярные (солнечные) символы, знаки вечности, плодородия, стилизованные изображения животных, антропоморфные изображения и многое другое. Обилие знаков и символов на вышивках колоссальное. Что интересно: эти же изображения встречаются в петрографике, на надмогильных стелах, в женских татуировках, на резных деревянных предметах домашней утвари, в ковровых рисунках, – рассказывает Зубалжат Мирзаева.

Привозные шелковые нити окрашивали натуральными красителями, что придавало вышивкам мягкую расцветку, максимально близкую к природной палитре. Благодаря первому каталогу и зарубежным выставкам мир узнал об уникальном виде народного творчества в Дагестане.

Славится Гапшима не только вышивкой, но и своей историей и достопримечательностями. Помимо местных водопадов гостям показывают и пещеры. Письменных сведений о происхождении села не сохранилось. Но есть предания, передающиеся из поколения в поколение и подтверждающие древность археологических находок.

Малика КУРБАНОВА.
Сетевое издание «Дагестанская правда».

Кстати,

в современном селении Гапшима проживают более 1800 человек. Здесь построили парковую зону, футбольное поле, отремонтировали спортивный зал и, самое главное, провели голубое топливо…

Малика КУРБАНОВА
Поделиться
в соцсетях
Акушинский историко-краеведческий музей Гапшима Дагестан Зубалжат Мирзаева искусство Кавказ - наш общий дом кайтагская вышивка народное творчество Пресса Кавказа ремесло Республика Дагестан Сетевое издание «Дагестанская правда»