День республики № 30 от 22.03.2022

Ворота Большого Карачая

В статистической отчетности Российской империи аул Каменномост числится с 1870 года

4 апреля в 09:57
74 просмотра
Аул Каменномост в XXI веке
Аул Каменномост в XXI веке

Статью о своем родном ауле Каменномост принес Азрет Караев, который избирался его главой неоднократно. Он был патриотом своего аула в самом широком смысле этого слова. Эту статью он дал мне за месяц до внезапной смерти – у молодого 50-летнего мужчины остановилось сердце…Сегодня я предлагаю ее вашему вниманию безо всяких купюр, ибо она в строку, в тему…

«Таш-кепюр» – так издревле называют мой аул. Первое упоминание о нем я встретил в книге исследователя Кавказа П. Будкова «Материалы новой истории Кавказа с 1772 по 1803 год», изданной в 1869 году в Санкт-Петербурге. Летописец генерал-поручика русской императорской армии, графа Иоганна Фридриха фон Медема, который преследовал татарских и ногайских мурз, бежавших из Кизляра в 1742 году, пишет: «…30 июня Медем выступил против налегке, но 1 июня татары переправились за Кубань, в тесноты, лежащие между Кубанью и рекой Теберты. За ними послано пять тысяч калмык, которые переправились через Кубань вплавь. Неприятель из-за каменьев и сделанных укреплений производил пальбу из ружей. Но казаки и пушки, туда же посланные, принудили неприятеля подвинуться на гору и скрыться в лесистые расселины гор. Но и оттуда были выбиты. Между тем отыскан каменный через Кубань натуральный мост, который называют «Таш-кепюр».

Хотя аул вошел в статистическую отчетность Российской империи с 1870 года, археологические раскопки, производимые здесь в разные времена археологами и этнографами, в частности этнографом И. Шамановым, автором статьи «Таш-кепюр – древний аул Карачая», подтверждают, что жизнь в нем кипела еще с V-VI века. Найденные археологические материалы в виде ожерелий, сережек, оружия, посуды и множества памятников на территории Каменномостского сельского поселения наглядно свидетельствовали о культурном наследии проживавших здесь народов.

С 1830 года, согласно архивным материалам, Каменномост как стратегический пункт берется под охрану войсками царской России. Строятся сторожевая крепость, казармы и укрепления.

Население, ушедшее в глубь ущелья в 1828 году, начинает возвращаться и устраивать стойбища и коши по обе стороны реки Кубань. Уже в 1868 году карачаевцы сами приступают к охране Каменного моста. На постоянное местожительство поселяются 20 семей. В их пользование официально было выделено 3850 десятин земли.

Каменномост называли воротами Большого Карачая. Первым старшиной аула был назначен Токмак Уртенов, спустя некоторое время им стал Кючюк Карамурзин. А в последующие годы в ауле старшинствовал Али Динаев.

Самыми состоятельными людьми в ауле считались Асланбек Кагиев, Локман Борлаков, Чучай и Махмуд Эльдаровы, Кертиулан Узденов, Касай Герюгов, Хаджибекир Динаев и другие.

По статистической отчетности 1913 года, население аула составляло 1533 человека. 60 десятин земли было занято огородами под картофель, столько же – под зерновые культуры и кукурузу. Работали две кузни, три водяные мельницы, 4 торговых магазина. Особое место аульчане отводили и пчеловодству.

Как сейчас помню, в разговорах о дореволюционной истории аула старейшины на завалинке часто добрым словом вспоминали старшину аула Али Динаева. Сын мессира Динаева, он, в 15 лет окончив Армавирскую гимназию, благодаря организаторским способностям и образованию стал самым молодым старшиной аула и проработал на этой должности не один десяток лет, пока его не сразил тиф. Упорный и целеустремленный, он хорошо понимал нужды и чаяния своих земляков. Умелые действия позволили юноше, по-иному и не скажешь, увеличить земельный баланс аула на 1000 десятин в виде пастбищ, сенокосов и пахотных земель. Было построено здание правления аула, начато строительство начальной школы, открыты магазины, кузни, мельницы. Каменномост становится одним из прогрессивных аулов Карачая. Здесь часто гостили известные люди – Ислам Крымшамхалов, Коста Хетагуров, декабрист, сосланный на Кавказ инженер-строитель Игельстром и многие другие. Как героев нартского эпоса почитали каменномостцы своих почтенных долгожителей Идриса и Хаджи-Исмаила Шайлиевых, Мекера и Сеит-Умара Герюговых, Мазана Ортобаева и других, простых, мужественных, храбрых, достойных горцев, которые, можно сказать, были оберегами своего аула.

Что касается революционного периода, то название аула тогда было несколько видоизменено, его называли «революционным», «краснознаменным» Каменномостом. И не в последнюю очередь благодаря таким легендарным личностям, как Курман-Али Курджиев, стоявший у истоков государственности и ставший основателем столицы карачаевской автономии – города Микоян-Шахара, и Алисолтан Герюгов – архитектор, руководитель строительства Микоян-Шахара.

Нам же остается лишь достойно увековечить их память, как мы увековечили память солдат Великой Отечественной. На фронт каменномостцы отправили 517 своих сыновей и дочерей, из них в родной аул не вернулись 285 солдат. Их имена выбиты на граните памятника-ансамбля павшим в годы Великой Отечественной войны, как и имена умерших в годы насильственной депортации. Памятник этот стоит у въезда в аул, прямо перед знаменитым мостом, словно дожидаясь возвращения своих героических птенцов, вылетевших из родного гнезда… (Караев стал не только инициатором строительства этого памятника, он объездил все гранитные и мраморные месторождения страны в поисках самого лучшего строительного материала для памятника, он же руководил стройкой, которая благодаря ему стала народной. – Авт.)

Мы гордимся именами своих земляков: Героя Советского Союза Харуна Богатырева, Ниязбия Шоштаева, командира пулеметной роты Азрета Узденова… А как не гордиться нам, ныне живущим, сыновьями Хаджи-Бекира Уртенова? Сафарби, Хасанби, Солтан-Мурат и Мухаммад, взявшись за руки, ушли на фронт в первые же дни войны. Да разве они одни? А четверо сыновей Кельмирзы Темрезова, четверо сыновей Джамбота Кагиева, трое сыновей Ильяса Бедраева, трое сыновей Чочака Абучиева…?

У московского поэта Анатолия Горюшкина есть такие строки: «Не страшно жить, не страшно умирать, а страшно ни во что не воплотиться…»

Они, погибшие на войне и вернувшиеся с нее, пережившие депортацию и оставшиеся навсегда в пыльных, безжизненных степях Казахстана, воплотились навсегда не в граните, а в нашей благодарной памяти. Другое дело, что для нас, живущих сегодня в родном ауле, не воплотиться означает отстать от стремительного бега времени, от всего того нового, что неукротимо врывается в нашу жизнь. А нового не сосчитать и не пересказать.

Сегодня площадь Каменномостского сельского поселения, расположенного в центральной части Карачаевского района, составляет 21000 гектаров, что немудрено: сегодняшний Каменномост – это два аула: Нижний и Верхний. Я бы мог назвать цифры, сколько в ауле живности, сколько построено домов, объектов соцкультбыта, рассказать, как пришли в аул газ, вода – уровень комфорта любого населенного пункта, но не буду этого делать. Я вновь обращусь к именам. К именам тех, для кого помощь родному аулу, своим землякам – это дело чести и совести, именам тех, кто живет и работает за пределами родного аула, но делает это, сверяя свою жизнь с жизнью родного Каменномоста. Это Алхаз Чагаров, Боранбий Караев, Умар и Каирбий Узденовы, Ислам Чагаров, Курман Кущетеров, Казбек Герюгов, Файруз Караева, Маджит Тапраев, Алибек Шайлиев, Зульфа Коркмазова и многие-многие другие…

До последнего дня своей жизни не забывала о родном ауле достигшая высоких вершин в литературе писательница Назифа Кагиева, не забывала свой родительский дом кандидат филологических наук Софья Акачиева…

Ну и наконец, не похвастаться – просто не похвастаться нашими спортсменами – не могу. На смену прославившим на весь мир Каменномост чемпионам мира и Европы по вольной борьбе братьям Наурузу, Курману и Тохтару Темрезовым, братьям Шамилю и Темирлану Караевым, не знающим себе равных по борьбе на поясах, Расулу Аджиеву, чемпиону Европы по двум видам восточных единоборств, идут новые молодые, перспективные борцы, для которых открыт новый борцовский зал…

Разумеется, я не все сказал, не всех назвал, но знайте, все, как в известной песне: «Слова мои в душе – их нет в письме». Главное, что мой аул отменно здоров, мудр и разумен, как и следует быть в его почтенном возрасте, и ищет во всех проявлениях жизни глубокий смысл!»

Справка

В 90-х годах XIX века в ауле Каменномост проживало 108 семей, численность составляла 399 мужчин и 336 женщин, и 12 человек иногородних. В эти годы каменномостцы держали 1737 голов КРС и 4400 голов мелкого скота.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Азрет Караев аул Каменномост история Карачаевский район КЧР