Живопись, созданная сердцем
В Черкесске открылась выставка работ художников Северного Кавказа
Снятие ковидных ограничений увенчалось значимым в культурной жизни Карачаево-Черкесии событием, а именно – региональной выставкой живописных работ «Кавказ. Пленэр. Друзья».
Это совместный проект ряда художников Северного Кавказа, которые поставили своей целью через искусство живописи не только показать природные красоты регионов, но и еще раз сделать уникальный подарок любителям живописи к 100-летию образования Карачаево-Черкесии. В самом названии выставки, на которой демонстрируются 75 пленэрных работ, собственно, и заключается её суть: искусство было и будет одним из мощных инструментов дружбы, взаимопонимания и развития всех народов.
Идея проекта «Кавказ. Пленэр. Друзья» принадлежит трем кавминводским художникам: Александру Бабичу, Виктору Ветрову и Сергею Кулешову, участникам творческого объединения «Колесо», хорошо известного на Северном Кавказе.
– Проект «Кавказ. Пленэр. Друзья» был задуман как способ рассказывать языком живописи о культурных особенностях народов Кавказа и их традициях, а также показать невероятной красоты уголки природы Северного Кавказа. Сама выставка – это заключительный этап, а начинается все с пленэров, которые для нас невероятно важны, потому что мы не только ищем новые художественные приёмы. Самое главное – то непосредственное знакомство с людьми, с природой, которое дарит любому художнику особый всплеск эмоций, – сказал Виктор Ветров.
По его словам, реализация проекта проходит следующим образом: каждый год художники проводят экспозиционные выставки в разных регионах Кавказа с вовлечением в проект одного из местных художников. В данном случае Карачаево-Черкесию представлял председатель Союза художников КЧР Халис Атаев.
– Лет пять назад мы задумали этот художественный проект, и на протяжении этого времени к нему поэтапно подключались художники регионов Кавказа, – объяснил Виктор Ветров. – По итогам пленэров мы уже провели несколько выставок. Первая состоялась в 2017 году в Грозном. Приём был просто ошеломительный, мы даже рассчитывать на такое не могли! В 2018 году выставка с огромным успехом прошла в Кабардино-Балкарском музее изобразительных искусств имени А. Л. Ткаченко в Нальчике. В 2019 году передвижная выставка переместилась в Ставрополь. В октябре 2020 года – во Владикавказ. Прошлый, пандемийный, год мы не выставлялись. А нынешняя, пятая по счету, – своего рода юбилейная, и это знаковое событие, потому что она проходит в Карачаево-Черкесии в год 100-летия её образования. Мы счастливы, что в какой-то мере являемся одними из культурных маяков этого события! – говорит Виктор Ветров.
Безусловно, данная экспозиция – событие, значимое для республики как своей эстетической, так и консолидирующей направленностью. Об этом заявил министр культуры КЧР Зураб Агирбов на торжественном открытии экспозиции в Картинной галерее в г. Черкесске.
– Карачаево-Черкесия заинтересована в том, чтобы проводить культурные мероприятия на своей территории, поскольку республика активно включена в культурное поле Кавказа и всей страны, – сказал он, обращаясь к собравшимся многочисленным посетителям выставки. – Мы заверяем, что любая культурная инициатива, направленная на творческое сотрудничество, культурную взаимоинтеграцию, единение народов России, всегда найдёт поддержку со стороны руководства Карачаево-Черкесии.
Актуальность и необходимость подобных мероприятий подчеркнули также председатель Союза художников КЧР Халис Атаев, директор ДХШ г. Черкесска Юрий Карасов, народный художник КЧР Николай Кузнецов и др.
Но, конечно, самое большое любопытство данная экспозиция вызвала у живописцев Карачаево-Черкесии. Художники переходили от картины к картине и внимательно изучали стиль и почерк автора, мазки, линии, игру светотени и многое другое.
Так, у известной художницы Зульфии Батчаевой закономерный профессиональный интерес вызвала работа Виктора Ветрова «Чеховская бухта».
– Картина выполнена в импрессионистическом стиле, – объясняет она. – Картина лёгкая, воздушная, потому что художник прекрасно уловил воздух и пространство. Скалы выписаны не как громада камней, а как какие-то наполненные воздухом формы. Но при этом явно читается, что это утёсы в море. Вода у их подножья игривая, она не остановила своё движение в картине. Считаю эту работу одной из лучших на этой выставке.
Не меньший интерес у профессиональной художницы вызвала и акварель Халиса Атаева «Осень в Архызе».
– Акварель не характерна для Атаева – он в основном пишет маслом, – продолжает экскурсию Зульфия Батчаева. – Тем интересней и неожиданней его акварели. У него также хорошо читаются пространство и воздух, и к тому же он мастер заднего плана. В данной работе он показал горный хребет в фиолетово-синих тонах – и вот это сочетание цветов особенно открывает пространство и воздух. К тому же Атаев мастерски играет на контрастах. Так, на первом плане у него – догорающий оранжевой листвой осенний куст. И вот это противопоставление холодного и горячего, охристых тонов на первом плане и свинцово-фиолетовых на заднем плане и без названия объясняет, что перед нами поздняя осень, а ей в спину уже дышит холодом надвигающаяся зима…
А начальник отдела Росстата по КЧР Кулистан Шидакова в картине Сергея Кулешова «Хой. Селение стражников», написанной в Чечне, увидела необычную подачу ландшафта.
– Я была в этом чеченском селе буквально недавно, – делится она эмоциями. – Мы осматривали сторожевые башни со всех сторон, фотографировались. А Сергей Кулешов смог выбрать такой ракурс, что зубчатый скальный пейзаж становится каким-то непостижимым единством геометрии природы и рукотворной геометрии старинных вайнахских башен. Чеченцы много веков назад выбрали эти скалы для своих башен, а Кулешов мгновенно понял и показал эту древнюю связь человека с природой. Такое ощущение, что эта живопись написана сердцем.
Надо сказать, что эмоциями и восхищением день открытия выставки был переполнен. Истосковавшиеся по культурным программам жители и гости республиканского центра буквально не могли отойти от картин.
Приглашаю последовать их примеру каждого из вас, благо выставочная экспозиция будет продолжаться до 30 марта.
Лично я в презентационной суете многое не рассмотрела, поэтому мой второй поход в картинную галерею неизбежен. Ибо чем ближе к искусству – тем легче жить.
{{commentsCount}}
Комментариев нет