День республики № 36 от 05.04.2022

Это было давно, но…

Педагог из Калуги приходит к детям, чтобы передать им память о войне

14 апреля в 11:29
8 просмотров

Педагог из Калуги Виктор Кишеев часто рассказывает студентам и школьникам из разных учебных заведений города о спасении детей из блокадного Ленинграда черкесскими семьями в ауле Бесленей в 1942 году.

О войне Виктор Андреевич знает не понаслышке. В 1942 году ему было всего пять лет, но он отчетливо помнит тот день, когда в его родную станицу Зеленчукскую вошли немцы из печально знаменитой дивизии «Эдельвейс».

– Был август, стояла жара, как раз шел Яблочный Спас. Большой урожай яблок и слив тогда уродился. Помню, как немцы их набирали себе, и еще помню, как двое немцев прямо из ведра пили молоко. Врезалось в память навсегда, – вспоминает он.

Противостоять немцам тогда было очень трудно, но спустя несколько месяцев бойцы и командиры Красной Армии все же выбили врага с Кавказа. Давно это было, но память цепко хранит те события. И сегодня Виктор Андреевич часто повторяет: «Я – дитя войны. У моего поколения особенное отношение к фронтовикам».

Дальше были Победа, нелегкое послевоенное детство, учеба в вузе, служба в армии, педагогическая работа.

И вот однажды, 10 апреля 1982 года, в «Комсомольской правде» вышла статья директора Бесленеевской средней школы Риммы Патовой о детях из блокадного Ленинграда, усыновленных в ауле Бесленей черкесскими семьями в августе 1942 года. Виктор Андреевич тогда был уже директором школы № 23 в Калуге. В его школе, как и во всех учебных заведениях СССР, часто проводились мероприятия на патриотические темы, в ходе которых учащиеся пели песни, читали стихи, рассказывали услышанные от ветеранов войны или прочитанные истории о войне. Прозвучала на одном из мероприятий и эта история. Ученики восьмого класса заинтересовались судьбой приемных детей и попросили Виктора Андреевича узнать обо всем подробней.

– В 1983 году я приехал на свою родину, связался с аулом Бесленей, приехал туда и, сидя за большим братским столом, услышал все подробности и познакомился с главными героями этой необыкновенной истории, – рассказывает Виктор Андреевич.

Надо ли говорить, насколько услышанное тогда потрясло его воображение, если и сегодня Виктор Андреевич говорит об этом со слезами на глазах. Да, в далеком 1942-м он не был в числе жителей Бесленея, которые, полностью осознавая грозящую им опасность, все же не смогли отпустить дальше в смертельное путешествие скорбный обоз с голодными, оборванными и умирающими детьми. Но спустя годы он услышал историю этого счастливого спасения и проникся ею до глубины души.

Вернувшись в Калугу, учитель, не сдерживая слез, рассказал своим ученикам о том, как одной жаркой августовской ночью в маленьком черкесском ауле «родились» 32 ребенка. Как их выхаживали, отогревали и растили люди, говорящие на ином языке, но нашедшие в то лютое время в своем сердце местечко для маленьких беженцев из далекого города Ленинграда. Как русская Катя Иванова стала дочерью Абдурахмана Охтова, а Володю Жданова взяла к себе семья Сагида Цеева…

«А потом? Что было дальше?» – с замиранием сердца спрашивали его ученики. И директор поведал им о том, как почти полгода оккупации аульчане скрывали от врага своих ленинградских приемных детей.

Рассказал учитель школьникам и о том, как много позже уже выросшие дети не забыли добра, а стали надежной опорой своим приемным родителям. Он говорил и видел, как блестят от сдерживаемых слез глаза его юных слушателей. А завершил свой рассказ Виктор Кишеев тем, что ежегодно День снятия блокады Ленинграда особенным образом празднуют не только в северной столице, но и в маленьком ауле в Карачаево-Черкесии.

– Я не только доношу детям и молодежи, как люди спасали друг друга тогда, но и как это духовно передается в наше время. В этом году меня пригласили на встречу с девятиклассниками в ту школу, где я был директором, и, дослушав меня, все ребята встали, – дрогнувшим голосом говорит Кишеев.

Как-то знаменитый черкесский поэт и писатель Хусин Гашоков, с которым Виктор Андреевич неоднократно встречался ранее в Черкесске, сказал ему, что в черкесском словаре нет слова «сирота». Кишеев не только был поражен этим фактом, но и связал его с уже известными ему событиями. Вот уже почти 40 лет он регулярно поддерживает связь с жителями Хабезского района, со своей коллегой – теперь уже бывшим директором школы Риммой Абдулкеримовной Патовой, с председателем союза черкесских (адыгских) общественных объединений КЧР Александром Охтовым и многими другими. И им всегда есть о чем поговорить.

– Виктор Андреевич – очень эмоциональная личность. Он близко к сердцу воспринял историю спасения детей блокадного Ленинграда. Мы регулярно с ним общаемся, по его просьбе я отправил ему книгу «Память сердца. Ленинградские черкесы Бесленея». Уверен, что она станет для него правильным и надежным инструментом в воспитании детских душ, – так говорит о Кишееве Александр Охтов.

Досье

Виктор Андреевич Кишеев родился в ст. Зеленчукской в 1937 году, вырос и окончил школу в ст. Кардоникской. По окончании Пятигорского пединститута некоторое время работал в одной из школ Усть-Джегуты. После службы в рядах Советской армии перебрался в Калугу, где поначалу работал старшим преподавателем, заведующим лабораторией управления развития малокомплектной школы. Долгое время возглавлял среднюю школу № 23 г. Калуги.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Александр Охтов аул Бесленей блокада Ленинграда Великая Отечественная война Виктор Кишеев ВОВ воспоминания Газета "День республики" дети блокадного Ленинграда Дети войны история из жизни Кунацкая патриотическое воспитание педагоги педагогические работники школьники