День республики № 37 от 07.04.2022

Из племени сильных духом

На днях свой 97-й день рождения отметил участник Великой Отечественной войны орденоносец Алексей Дармограев из ст. Преградной

15 апреля в 13:33
15 просмотров
Ветеран войны, потомственный казак Алексей Алексеевич Дармограев
Ветеран войны, потомственный казак Алексей Алексеевич Дармограев

Поздравить его пришли руководители администрации Урупского района Михаил Зайцев и глава администрации Преградненского СП Сергей Корнев, вручившие ветерану приветственный адрес от Рашида Темрезова и подарки. А именинник держался молодцом – что ни говори, казаков, даже в глубоко преклонном возрасте, отличают несгибаемая воля и твердость духа.

Потомственный казак Алексей Дармограев ещё пацанёнком облазил все дальние и ближние углы родной станицы и нагляделся на нее отовсюду – и с самого высокого холма, и с макушек ракит на берегу реки Уруп, что собралась из ручейков где-то в горах.

Речку своего детства он вспоминает каждый раз, когда мысленно переворачивает страницы своей жизни.

В семье, где подрастал Алёша Дармограев, было 24 человека. Все трудились не покладая рук, главным был дед Егор Маркович. Держали скот, занимались огородничеством и садоводством. Кроме того, казаку Дармограеву было доверено содержать два табуна отборных лошадей, принадлежавших станичному казачьему обществу, – добротный баз позволял это.

Когда началась коллективизация, Дармограевы в колхоз не пошли, и их, разумеется, записали в кулаки. В первую очередь Советская власть отобрала у них общую казачью конницу, собственное стадо коров и овец. Конфисковали и усадьбу со всем нажитым добром…

– В итоге нашей семье пришлось пойти по миру, – вспоминает Алексей Дармограев. – Слава Богу, на Соловки не сослали. Мы подались вверх по Урупу, в лесной посёлок Сегельда. Таких в те времена было немало, они гнездились обычно там же, где их обитатели, жившие в бараках, занимались сплавом леса или деревообработкой. Наша семья в артели «Промбочка» готовила клёпку – дранку для сбора и вязки обручной посуды. Недаром ведь говорят: «Бочка течёт клёпками; не собрав клёпок, не собьёшь и бочек». Сам бондарный цех находился в Сторожевой, и клёпку возили туда на подводах, запряжённых быками. В школу я пошёл в Преградной, но потом уже доучивался в посёлке Сегельда.

В суровом 41-м печальная весть о начале войны пришла и в лесной посёлок.

Одним из первых на фронт ушел отец Алексея, Алексей Егорович Дармограев, 1904 года рождения, хотя и жил до этого с незатухающей обидой на Советскую власть, отнявшую у его семьи всё нажитое непосильным трудом. Но, как настоящий казак и воин, присягавший Отечеству на казачьем кругу, он пошел, прежде всего, защищать Россию…

А фронтовая биография его 17-летнего сына Алёши началась 20 января 1942 года в 166-м стрелковом полку. После сбора в станице Зеленчукской новобранцев отправили в Черкесск. Оттуда они пешком последовали в Пятигорск. В пригороде, рядом с лесополосой, группа попала под вражеский обстрел, и именно тогда молодые ребята реально почувствовали, что идёт война – беспощадная, вероломная, кровопролитная.

…Каждый раз, беседуя с фронтовиками об их боевом пути, затрудняюсь найти то слово или сочетание слов, которые точно и зримо передавали бы обстановку сражений, опасности, подстерегающие на каждом шагу… А они, старые солдаты, как всегда, немногословны и скупы на воспоминания. Поэтому часть фронтовой биографии А. Дармограева пришлось почерпнуть из Книги памяти Урупского района.

Наш земляк в годы Великой Отечественной войны освобождал Ростов, Харьков, Белгород, Бессарабию, Румынию. За мужество и героизм, проявленные в боях, награждён орденом Отечественной войны и юбилейными медалями. При освобождении города Бельцы он получил ранение в грудь и чудом остался жив, затем долго лечился в эвакогоспиталях. Является инвалидом Великой Отечественной войны.

Когда Алексей вернулся в Преградную, где жила мама, отец ещё не вернулся с фронта: «Я его очень жалел, ведь бате было тогда уже за сорок. Там, на фронте, в каждом пожилом однополчанине мы видели своих отцов. Поэтому рядом с ними было надёжно и тепло на душе…»

Отца с фронта они всё же дождались. Потом, в 1946 году, Алексей нашёл свою судьбу – милую и застенчивую Машеньку, с такой неподходящей для неё фамилией – Шумная, которую она сменила на Дармограеву. Всё на том же лесопункте с ней они и познакомились, жили душа в душу много лет до последнего её часа…

Вспоминая свою вторую половину, старый фронтовик обращает взор на любимую фотографию на стене, где они, молодые, счастливые, полные сил и планов, стоят на своём дворе, и прекрасный белый конь, верный спутник казака, довершает эту семейную идиллию… А я счастлива от того, что мне посчастливилось столкнуться с судьбой, которая уже принадлежит истории славного казачества – важной составляющей государства Российского…

Кстати,

знакомясь с историей образования Преградной, в списке казаков-переселенцев, основавших станицу, среди сотников, хорунжих, урядников, рядовых обнаружила имя Марк Дармограй. Оказалось, речь шла о прадеде Алексея Алексеевича. В далекую старину некоторые казачьи фамилии имели усеченную форму: Бут, Гежа, Лай, Ус… Как вспоминал дед Алексея Дармограева, Егор Маркович, в 20-х числах апреля 1870 года в три перехода из станица Отрадной казаки-переселенцы прибыли к месту закладки новой станицы. Первым её главой был назначен Илья Обозин.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Алексей Дармограев биография Великая Отечественная война ветеран ВОВ ВОВ воспоминания казаки поздравление станица Преградная судьба человека Урупский район участник ВОВ