День республики № 46 от 28.04.2022

Почему так, а не иначе?

Это один из любимых вопросов учеников победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2022»

4 мая в 14:49
3 просмотра
Лариса Матунова представит КЧР на конкурсе в Тюмени
Лариса Матунова представит КЧР на конкурсе в Тюмени

Двенадцать лучших педагогов республики приняли участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022». По итогам завершившихся на днях конкурсных испытаний почетное третье место заняла учитель русского языка и литературы СОШ пос. Правокубанского Лилия Хапаева. На втором месте – учитель начальных классов СОШ № 1 ст. Зеленчукской им. В. П. Леонова Горислава Найденова. Победителем же признана учитель истории и обществознания гимназия № 19 г. Черкесска Лариса Матунова. Именно она будет представлять Карачаево-Черкесию на заключительном этапе конкурса, который пройдет в Тюмени.

Маленькая, изящная, среди старшеклассников ее не сразу и заметишь. Но это тот случай, когда «мал золотник, да дорог». Путь в педагогику у Ларисы Сергеевны Матуновой был довольно долгим и непростым, но зато сегодня она твердо уверена, что в школе она – на своем месте.

В детстве она подумывала об археологии, но отпускать единственное чадо учиться куда-то далеко родители Ларисы не хотели и предложили ей после 9 классов, которые она отучилась в СОШ № 17 г. Черкесска, поступить в медицинский или педагогический колледж в родном городе. Лариса выбрала «пед», поскольку ее мама – сама педагог-музыкант. Потом, после колледжа, была работа менеджером в частном образовательном центре раннего развития «Совёнок», были два года учебы на вечернем отделении факультета дизайна и искусств в СКГТА, поскольку в свое время Лариса окончила детскую художественную школу и довольно серьезно увлекалась архитектурным дизайном. Но что-то Ларису все время до конца не устраивало, что-то было не так, но что? Все встало на свои места, когда она перевелась учиться заочно в КЧГУ на исторический факультет (направление – методика преподавания истории и обществознания).

Бакалавриат Лариса окончила в 2020-м с «красным дипломом», и к тому времени она уже год как работала учителем истории и обществознания в гимназии № 19. Сейчас она учится в магистратуре КЧГУ, ведет занятия в пятых, шестых и седьмых классах гимназии и признается, что получает огромный заряд энергии от учеников, когда видит, как загораются их глаза на ее уроках, как им по-настоящему интересно что-то понять и они задают вопросы…

Возраст у ее учеников сложный, предподростковый. Им уже очень хочется демонстрировать миру свою самостоятельность, но при этом они зачастую оказываются совершенно неготовыми к реалиям жизни. Находить подход к таким мальчишкам и девчонкам, помогать им взрослеть и учить их думать, осмысливать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее, сложно, но чрезвычайно интересно. Чем и занимается Лариса Сергеевна, у которой, кстати, двое собственных детей: Кириллу – пятнадцать, Арине – десять лет.

– А говорят, дети сейчас все в гаджетах, ни о чем не думают…

– Ну, что вы, они все думающие. Просто думают по-разному, – серьезно говорит Лариса Сергеевна. – И задают порой очень сложные вопросы. А знаете, какой вопрос очень часто лично мне помогает завладеть вниманием класса? «Как вы считаете?» А еще я часто предлагаю ребятам сравнить изучаемое событие с событием, которое им хорошо известно и понятно, из современности. А еще…

У нее уже немало своих «секретов» педагогического мастерства, чтобы заинтересовать учеников своим предметом. Использование презентаций, уроки-квесты, уроки-викторины…

А в конкурсе «Учитель года» решила принять участие не только для того, чтобы себя показать, но и для того, чтобы научиться у своих коллег, у многих из которых педагогический опыт будет побольше и побогаче, чему-то новому и интересному.

– Конкурс – это большая школа, большой опыт, – говорит Лариса Матунова. – У каждого конкурсанта были свои «изюминки». Например, в выступлении учителя географии меня впечатлило сравнение географической карты с часами. Мы, учителя истории, тоже много работаем с картами, и такая находка мне показалась очень удачной и интересной. Она очень наглядна для детей. Или, скажем, удивил нестандартный подход учителя математики к умножению чисел с разными знаками. Этот подход можно использовать и в преподавании истории, когда ты объясняешь детям те или иные исторические события.

– Учить детей сегодня непросто. А история – предмет вообще очень сложный. Как вы относитесь к инициативе преподавать историю с первого класса?

– Конечно, важно, чтобы наши дети знали историю, чтобы они росли настоящими патриотами, чтобы слово «патриотизм» для них было наполнено любовью к Родине, а не было просто пустым звуком. Но делать это надо умно, тонко. Если вводить преподавание истории с первого класса, нужно продумать серьезно не только учебники, но и методику преподавания. Ведь малыши совсем иначе воспринимают окружающий мир, нежели дети постарше, у них нет даже минимального жизненного опыта, который все-таки нужен для усвоения этого многогранного предмета.

– Лариса Сергеевна, а на чем вы делали упор в презентации своего педагогического опыта на конкурсе?

– На своих уроках я делаю упор на логическое мышление. Стараюсь научить детей сопоставлять факты и делать выводы. Стараюсь объяснить им причинно-следственные связи. Почему вообще произошло то или иное историческое событие, почему оно было именно таким? В общем, почему так, а не иначе?

– О чем мечтает педагог Лариса Матунова?

– О том, чтобы никто из моих учеников в будущем, вспоминая школу, не восклицал: «Как же я не любил историю!» Я очень хочу зажечь в учениках интерес к своему предмету, который, надеюсь, с годами только возрастет. Ведь история – это наше прошлое, это наши корни…

Справка

За более чем 30-летнюю историю Всероссийский конкурс «Учитель года России» стал самым масштабным состязанием профессионального мастерства среди учителей страны. Ежегодно он собирает более 100 тысяч педагогов-участников, объединяя всё больше творческих педагогов и формируя профессиональное экспертное сообщество. Учредителями конкурса являются Минпросвещения России, Общероссийский профсоюз образования и АО «Издательский дом «Учительская газета».

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях
2022 «Учитель года России» биография всероссийский конкурс гимназия №19 конкурс конкурс профессионального мастерства Лариса Матунова люди педагоги педагогические работники трудовая деятельность Учитель года учителя человек и его дело Черкесск