День республики № 47 от 30.04.2022

Танец – моя жизнь

Так говорит руководитель ансамбля «Кавказ» Эдуард Хугаев

5 мая в 10:51
2 просмотра
Эдуард Хугаев лично показывает ученикам то или иное движение
Эдуард Хугаев лично показывает ученикам то или иное движение
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Ежегодно 29 апреля по всему миру отмечается Международный день танца. Этот праздник призван объединять все направления танца как единую форму искусства, которая преодолевает любые политические, культурные и этнические границы, объединяет людей во имя дружбы и мира и позволяет им говорить на одном языке – языке танца.

И наш герой – художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля «Кавказ» Эдуард Хугаев, который уже более 40 лет преданно и самозабвенно служит искусству, является живым воплощением этой концепции. Эдуард Георгиевич – заслуженный работник культуры Российской Федерации, народный артист Карачаево-Черкесии и Южной Осетии. В его рабочем кабинете столько  всевозможных российских и международных наград и дипломов, что негде яблоку упасть. И обо всех своих достижениях он говорит с особой гордостью, ведь за каждым из них стоят колоссальный труд и полная самоотдача.

Его место не здесь

Все мы родом из детства. И у Эдуарда Георгиевича так получилось, что яркие впечатления и увлечения раннего возраста стали делом всей жизни. Детство его прошло в Южной Осетии. Как-то сестры взяли его на концерт ансамбля песни и танца, и он уже больше ничего не хотел, только танцевать. Занятия спортом отошли на второй план, предпочтение он стал отдавать танцам. И после 8 класса поступил в училище во 2-ю смену, чтобы утром успевать в студию подготовки в ансамбль. Одновременно учеба, футбол, легкая атлетика.

– Через два месяца приходит к нам в студию руководитель художественного ансамбля и спрашивает, указывая на меня: «А он что здесь делает? Его место не здесь». Я очень испугался: вроде стараюсь, почему он так говорит? И тут он продолжает: «Он должен ходить в основной состав». От этих слов я был на седьмом небе от счастья, – улыбается Эдуард Георгиевич.

Сижу, а ноги танцуют

Конечно, родные хотели, чтобы сын получил образование, которое откроет путь к стабильной и надежной работе. Люди артистических профессий считаются легкомысленными и несерьезными. А вот стать экономистом или военным – это основательно и серьезно.

– Родные взяли верх, и пришлось мне поступить в университет в Северной Осетии на экономику-бухучет, – говорит маэстро. – Но считать я не любил. Душа к цифрам не лежала. Сижу на занятиях, а ноги сами танцуют. И я сбежал оттуда. Познакомился с парнем, который сам окончил институт культуры в Краснодаре и мне предложил попробовать поступить. Свободного времени на подготовку практически нет. Но поехал и поступил, а дома не знают об этом. Только сестра знала, потом уже и остальные узнали.

Когда окончил институт в Краснодаре, меня не хотели отпускать. Им нужен был специалист – открыли новое направление «кавказский танец». Хотели, чтобы я преподавал искусство балетмейстера и историко-бытовой танец. Но меня очень просили вернуться на родину. Я приехал в Цхинвал и стал главным балетмейстером ансамбля «Симд» и артистом балета: и танцевал, и руководил. Год поработал. Первый концерт, новые афиши, обновленная программа… И начинается грузино-осетинская война. Все это я воспринял очень тяжело. Пришлось мне уехать оттуда, потому что нужно было содержать семью.

Были поражены

– И судьба меня привела сюда, в Карачаево-Черкесию. Меня пригласил на работу Борис Дзанаев. Он тогда руководил ансамблем «Исламей», который только начали создавать при Дворце культуры «Химик». Я стал там работать. Мне предоставили общежитие, создали все необходимые условия, дали работу. В «Химике» был очень хороший зал, раздевалка, даже бесплатные обеды были. В таких условиях прекрасно работать, заниматься творчеством. Потом Боря ушел, и не было руководителя. Предложили мне. Я согласился. Одновременно танцевал и руководил. Постановки делал, репетировал. Еще год поработал там, и ансамбль расформировали.

Предложили мне в нашей филармонии поработать, но это было не мое. Начал работать с детьми в районах, делал различные постановки, участвовал в конкурсах. Уже были кое-какие достижения. А в Черкесске тогда не было детского коллектива национальных танцев. Вот мэр города Михаил Якуш и начальник управления культуры Роза Хаджиголова мне и доверили создать детский ансамбль «Кавказ», которым я руковожу уже 17 лет.

Никогда не забуду наше первое выступление. Это была праздничная программа к 8 Марта. А ансамблю еще только 7 месяцев. И вот представьте: я выпускаю на сцену первый танец – адыгский молодежный, и у меня там задействованы сразу 24 пары. Тогда никто так не делал. Во-первых, сложно. Во-вторых, дети: попробуй организуй 24 пары. И все просто были поражены!

Всё сами

– У «Кавказа» своя полноценная концертная программа, с которой мы можем давать концерты. Сейчас у меня в ансамбле 45 детей, которых я выпускаю на сцену. Когда столько человек, то с выездом трудно. Нужно большой автобус заказывать, оформлять документы, думать о питании, проживании. Вместе с супругой Аллой (она в моем коллективе хореограф-балетмейстер) мы несем весь груз не только творческой, но и организационной работы. Сами заказываем костюмы – закупаем материал, стандартно шьем, а потом уже супруга сидит и каждый костюм разукрашивает. В программе – 18 танцев, и на каждый танец у нас отдельная форма.

Нужно удивить

– К каждому конкурсу мы подходим серьезно. Есть номера заведомо невыигрышные. Они могут быть интересны здесь, но за пределами республики хотят другое. Нужны зрелищные номера, в темпе, где есть техника, грациозность движений. Мы уже в этом плане имеем опыт, и, исходя из него, выбираем такие танцы, которыми можем удивить. Кроме того, я обязательно должен показать Карачаево-Черкесию через танец. На последнем конкурсе из 6-ти танцев я показал 3 национальных – карачаевский, черкесский и абазинский. И хочу, чтобы другие хореографы тоже к этому прислушались – обязательно нужно показывать свои национальные танцы.

Не готов – не выноси

– Я всегда больше любил делать постановки, нежели танцевать самому. Один мой хороший друг – танцор мне сказал: «Если ты не будешь сам танцевать, то ты не сможешь то, что хочешь передать в танце, объяснить детям». Я много читал книг по искусству танца – Ростислава Захарова, Юрия Григоровича, Вахтанга Чабукиани, и много чего хорошего для себя взял. Если твой танец не готов, не выноси на сцену. Если у повара блюдо не готово, он же не будет его на стол ставить. Сперва доведи до готовности. И люди с удовольствием покушают. Так и в танце. Важно не только то, что на сцене, но и за сценой – это своего рода кухня.

И, конечно, важна музыка. Нам очень сложно работать без профессиональных музыкантов. Где-то услышал, скачал. Эта музыка загоняет тебя в определенные рамки, ты из них не можешь выйти. Нельзя поиграть с темпом, сделать тише, громче. Нужна живая музыка, чтобы было взаимодействие артистов и исполнителей мелодии.

Талант или труд

– У меня в коллективе все равны, каждому по труду, каждому по способности. Я всегда этого придерживался. Бывает, ребенку нужно полтора-два года подготовки, чтобы я его взял в ансамбль. Но все-таки талант важен. Может, простой зритель не увидит, а я увижу, что танцор делает через силу. А если Богом дан талант, то его видно сразу. Чтобы в танце все шли, как один, синхронно, нужна слаженная работа. Это тяжкий труд, и перед своими коллегами, которые отдают все силы, чтобы сделать это, я снимаю шляпу.

Досье

Эдуард Георгиевич Хугаев родился 16 мая 1965 года в Южной Осетии. После школы он успешно окончил Институт культуры в городе Краснодаре и до поездки в Карачаево-Черкесию работал балетмейстером в государственном ансамбле Южной Осетии «Симд». По приезде в Черкесск Хугаев в течение одиннадцати лет руководил вокально-хореографическим ансамблем «Исламей», после чего стал художественным руководителем детского ансамбля «Кавказ».

Анна ПОНОМАРЕВА
Поделиться
в соцсетях
ансамбль "Кавказ" биография воспоминания детский ансамбль танца "Кавказ" детский хореографический ансамбль "Кавказ" заслуженный работник культуры РФ искусство КЧР люди Международный день танца народный артист КЧР судьба человека танцевальный коллектив творческая деятельность Творческие люди трудовая деятельность хореограф хореографический ансамбль художественный руководитель человек и его дело Эдуард Хугаев Южная Осетия