День республики № 48 от 05.05.2022

Музыка как судьба

После консерватории Кристина Карецкая вернулась в родную республику

6 мая в 12:04
1 просмотр
Кристина Карецкая не представляет своей жизни без музыки
Кристина Карецкая не представляет своей жизни без музыки

«Закончен бал, погасли свечи»… Мы с Кристиной, ясноглазой, нарядной девушкой, словно сошедшей со страниц русской народной сказки, сидим в опустевшем зрительном зале Каменномостского Дома культуры. А до этого, считай, весь световой день здесь проходили видеосъёмки отчётного концерта художественных коллективов Карачаевского района. Нынешние отчётные концерты в районах и городах были посвящены 100-летнему юбилею Карачаево-Черкесии.

Среди концертных номеров меня больше всего впечатлил дебют нового вокального квартета «Дружба». Четвёрка лучших вокалистов Карачаевского района в национальных костюмах органично и одухотворённо исполнила попурри из народных песен. Главная фишка заключалась в том, что карачаевец Сухель Будаев исполнял на черкесском языке знаменитую «Си нанэ дахе», осетин Артур Козаев на карачаевском – культовую «Ата джуртум», черкешенка Эльмира Дугужева на осетинском – лирическую песню о любви. Заключительным аккордом стала задорная хороводная песня «Ой ты, Порушка-Параня, ты за что любишь Ивана?» в исполнении Кристины Карецкой, преподавателя районной ДМШ по классу фортепьяно. А когда вся четвёрка подхватила припев песни: «Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява, а бородушка кучерява!» – стало ясно как белый день: в республике родился довольно яркий, оригинальный художественный коллектив.

Любимым произведением моей собеседницы – пианистки и вокалистки Кристины Карецкой с юности стал Второй концерт для фортепьяно с оркестром Рахманинова. В этой мелодии, как она признаётся, ей видится величавая Русь-матушка с раздольем полей, рек, энергетикой патриотизма её воинов: «Каждый раз с первого же колокольного удара, звучащего в оркестре, чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

Кристина родилась в интеллигентной семье: отец – мастер-инженер на каскаде Зеленчукских ГЭС, мать – по специальности зоотехник. Заметив, что дочь обладает хорошими музыкальными данными, они отдали её в ДМШ в п. Правокубанском.

– Не знаю, продолжила бы я своё музыкальное образование впоследствии, если бы не моя преподавательница по классу фортепьяно Наталья Михайловна Ткач. Человек, преданный своему призванию и трепетно относящийся к инструменту, она прививала прежде всего уважение к фортепьяно и его чёрно-белым клавишам, которые, как она говорила, могут создать чарующую мелодию, сопровождать мощный разноголосый хор, органично вписаться в государственный симфонический оркестр. Всё подвластно музыканту, если он с детства вкладывает душу в освоение техники игры, и скучные на первый взгляд гаммы, значки на нотном стане – это первая ступень, которую необходимо преодолеть. Наша учительница музыки много рассказывала нам о великих композиторах, открывала для нас мир оперы и балета.

После окончания 9-го класса Правокубанской СОШ Кристина без колебания поступила в республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова, которым руководила незабвенная Фатима Умаровна Куджева. О ней Кристина сохранила самые тёплые воспоминания:

– Создав атмосферу настоящего храма искусств, руководитель колледжа обеспечила индивидуальный подход к развитию творческих способностей учащихся. А нашим классным руководителем была Наталья Юрьевна Абарина. И для нас, 14-15-летних подростков, она стала настоящей второй мамой. В поле её зрения был каждый воспитанник, как и связь с родителями.

В 2006 году, с отличием окончив колледж, Кристина легко поступила в Астраханскую государственную консерваторию, где как губка впитывала академические знания и оттачивала игру на фортепьяно и не только:

– Меня всегда тянуло ещё и к этническим инструментам. И я кроме гитары освоила варган – якутский губной музыкальный инструмент. Его ещё называют хамус, и он считается шаманским инструментом. А ещё я освоила кимак – индейскую флейту, или «флейту любви».

Астрахань покорила юную студентку консерватории насыщенностью культурной жизни, где тон задают театр оперы и балета, драмтеатр, государственная консерватория, театр кукол, и она старалась не пропускать значимых спектаклей и гастролей приезжих звёзд.

– Есть в этом городе, где я провела пять незабываемых студенческих лет, нечто магическое, – рассказывает Кристина. – Это старейший экономический и культурный центр Поволжья и Прикаспия. Но, оставшись там после окончания консерватории, через год я все-таки вернулась домой…

С 2012 года Кристина преподаёт в родной «музыкалке» в Правокубанском и активно участвует в художественной самодеятельности районного отдела культуры:

– Во-первых, у нас в районе в каждом СДК есть исполнители с прекрасными голосами, это Башир Шаугенов, Аслан Тоторкулов, Радима Тоторкулова, Казим Шидаков, Эмильена Темирджанова и другие. И было бы неразумно замыкаться в своей скорлупе, кичась консерваторским дипломом. Во-вторых, мне интересно работать с ними, экспериментировать, вносить свою живинку в концертную деятельность. И поскольку музыка стала моей судьбой, хочу, чтобы она звучала в моём исполнении как в классе ДМШ, так и на сцене сельского Дома культуры.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
100-летие государственности Карачаево-Черкесии 100-летие образования КЧР аул Каменномост биография вокальный квартет "Дружба" воспоминания Детская музыкальная школа дом культуры Карачаевский район концерт Кристина Карецкая люди музыкальная школа отчётный концерт поселок Правокубанский Правокубанский ДК Призвание сельский дом культуры судьба человека Творческие люди человек и его дело