Музыка как судьба
После консерватории Кристина Карецкая вернулась в родную республику
«Закончен бал, погасли свечи»… Мы с Кристиной, ясноглазой, нарядной девушкой, словно сошедшей со страниц русской народной сказки, сидим в опустевшем зрительном зале Каменномостского Дома культуры. А до этого, считай, весь световой день здесь проходили видеосъёмки отчётного концерта художественных коллективов Карачаевского района. Нынешние отчётные концерты в районах и городах были посвящены 100-летнему юбилею Карачаево-Черкесии.
Среди концертных номеров меня больше всего впечатлил дебют нового вокального квартета «Дружба». Четвёрка лучших вокалистов Карачаевского района в национальных костюмах органично и одухотворённо исполнила попурри из народных песен. Главная фишка заключалась в том, что карачаевец Сухель Будаев исполнял на черкесском языке знаменитую «Си нанэ дахе», осетин Артур Козаев на карачаевском – культовую «Ата джуртум», черкешенка Эльмира Дугужева на осетинском – лирическую песню о любви. Заключительным аккордом стала задорная хороводная песня «Ой ты, Порушка-Параня, ты за что любишь Ивана?» в исполнении Кристины Карецкой, преподавателя районной ДМШ по классу фортепьяно. А когда вся четвёрка подхватила припев песни: «Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява, а бородушка кучерява!» – стало ясно как белый день: в республике родился довольно яркий, оригинальный художественный коллектив.
Любимым произведением моей собеседницы – пианистки и вокалистки Кристины Карецкой с юности стал Второй концерт для фортепьяно с оркестром Рахманинова. В этой мелодии, как она признаётся, ей видится величавая Русь-матушка с раздольем полей, рек, энергетикой патриотизма её воинов: «Каждый раз с первого же колокольного удара, звучащего в оркестре, чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».
Кристина родилась в интеллигентной семье: отец – мастер-инженер на каскаде Зеленчукских ГЭС, мать – по специальности зоотехник. Заметив, что дочь обладает хорошими музыкальными данными, они отдали её в ДМШ в п. Правокубанском.
– Не знаю, продолжила бы я своё музыкальное образование впоследствии, если бы не моя преподавательница по классу фортепьяно Наталья Михайловна Ткач. Человек, преданный своему призванию и трепетно относящийся к инструменту, она прививала прежде всего уважение к фортепьяно и его чёрно-белым клавишам, которые, как она говорила, могут создать чарующую мелодию, сопровождать мощный разноголосый хор, органично вписаться в государственный симфонический оркестр. Всё подвластно музыканту, если он с детства вкладывает душу в освоение техники игры, и скучные на первый взгляд гаммы, значки на нотном стане – это первая ступень, которую необходимо преодолеть. Наша учительница музыки много рассказывала нам о великих композиторах, открывала для нас мир оперы и балета.
После окончания 9-го класса Правокубанской СОШ Кристина без колебания поступила в республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова, которым руководила незабвенная Фатима Умаровна Куджева. О ней Кристина сохранила самые тёплые воспоминания:
– Создав атмосферу настоящего храма искусств, руководитель колледжа обеспечила индивидуальный подход к развитию творческих способностей учащихся. А нашим классным руководителем была Наталья Юрьевна Абарина. И для нас, 14-15-летних подростков, она стала настоящей второй мамой. В поле её зрения был каждый воспитанник, как и связь с родителями.
В 2006 году, с отличием окончив колледж, Кристина легко поступила в Астраханскую государственную консерваторию, где как губка впитывала академические знания и оттачивала игру на фортепьяно и не только:
– Меня всегда тянуло ещё и к этническим инструментам. И я кроме гитары освоила варган – якутский губной музыкальный инструмент. Его ещё называют хамус, и он считается шаманским инструментом. А ещё я освоила кимак – индейскую флейту, или «флейту любви».
Астрахань покорила юную студентку консерватории насыщенностью культурной жизни, где тон задают театр оперы и балета, драмтеатр, государственная консерватория, театр кукол, и она старалась не пропускать значимых спектаклей и гастролей приезжих звёзд.
– Есть в этом городе, где я провела пять незабываемых студенческих лет, нечто магическое, – рассказывает Кристина. – Это старейший экономический и культурный центр Поволжья и Прикаспия. Но, оставшись там после окончания консерватории, через год я все-таки вернулась домой…
С 2012 года Кристина преподаёт в родной «музыкалке» в Правокубанском и активно участвует в художественной самодеятельности районного отдела культуры:
– Во-первых, у нас в районе в каждом СДК есть исполнители с прекрасными голосами, это Башир Шаугенов, Аслан Тоторкулов, Радима Тоторкулова, Казим Шидаков, Эмильена Темирджанова и другие. И было бы неразумно замыкаться в своей скорлупе, кичась консерваторским дипломом. Во-вторых, мне интересно работать с ними, экспериментировать, вносить свою живинку в концертную деятельность. И поскольку музыка стала моей судьбой, хочу, чтобы она звучала в моём исполнении как в классе ДМШ, так и на сцене сельского Дома культуры.
{{commentsCount}}
Комментариев нет