Прикоснуться к подвигу народа
В канун 9 Мая в столице Карачаево-Черкесии побывал ретропоезд «Победа»
За двенадцать лет паровой ретропоезд «Победа» побывал на 42 станциях магистрали и останавливаться на этом не собирается. Каждый год ретропоезд идет по новому маршруту, охватывая все больше населенных пунктов, расположенных в границах Северо-Кавказской железной дороги. Между станциями исторический состав курсирует только в канун Дня Победы. В остальное время увидеть легендарный паровоз можно в Ростове-на-Дону на станции Гниловская.
Ретропоезд на паровой тяге встречающие заметили задолго до прибытия. Сначала показались темные клубы, а потом из облака пара раздался пронзительный гудок. Железнодорожный вокзал Черкесска пришел в оживление: оркестр заиграл парадный марш, ветераны и юнармейцы вытянулись по стойке «смирно», а девушки с цветами в ожидании замерли вдоль перрона. Черный корпус исторического локомотива, украшенного цветами и красными надписями, жители Черкесска встретили бурными аплодисментами.
Словно на мгновение участники встречи перенеслись в далекий 1945 год, когда сыны Карачаево-Черкесии возвращались домой с фронта. Из теплушек вышли советские солдаты с брезентовыми вещмешками за плечами, а навстречу им бежали девушки в цветных платьях с букетами. Крепкие объятья, слезы радости, и вот уже пары кружатся в лезгинке. Именно так встречали победителей 77 лет назад на всех станциях Северо-Кавказской железной дороги.
Идея создать уникальный поезд возникла в год 65-летия победы в Великой Отечественной войне. Собирали коллекцию музейного подвижного состава в Ростове из вагонов и локомотивов, оставшихся в рабочем состоянии. Вся техника – из экспозиции Музея железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги.
Здесь все, как в годы Великой Отечественной: открытая платформа для тяжелого вооружения и легендарные теплушки, в которых перевозили народно-хозяйственные грузы, а солдаты ехали на фронт и возвращались домой. Одна теплушка оборудована для посетителей: в ней нары и печка-буржуйка, с помощью которой солдаты готовили пищу и отапливали помещение.
Самый старый вагон в подвижном составе построен в 1905 году. Он интересен еще и тем, что в предвоенные годы с 1940 по 1941 год в нем ездил начальник штаба Северо-Кавказского военного округа, будущий Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев.
А вот грузовая платформа, на которой в годы войны крепили пушки, теперь превратилась в сцену. Именно на ней развернулось представление «Перекрестки военных дорог – перекрестки военных судеб» с участием артистов Госфилармонии КЧР. Артисты балета Государственного театра танца стали солдатами, а девушки филармонии сыграли жен и матерей, встречавших воинов.
Память павших в годы Великой Отечественной войны почтили минутой молчания. Затем в театрализованном представлении вспомнили хронику военных лет и подвиги советских солдат.
– По документам, которые сохранились в техпаспорте, локомотив ретропоезда серии Эр 739-99 работал на прифронтовых железных дорогах. Тогда это были Рязанская и Уральская железные дороги, сейчас она называется Приволжская железная дорога. Возил военные грузы по левому берегу Волги, доставляя составы к Сталинграду во время Сталинградской битвы. Его котел до сих пор в заплатках от следов мин и снарядов. Эти паровозы творили чудеса.
Ни один современный локомотив, тепловоз или электровоз с такими нагрузками и ранениями, которые он получил в бою, просто не выдержал бы, – сообщил начальник по сохранению исторического наследия Северо-Кавказской железной дороги Владимир Бураков.
Как рассказал Владимир Бураков, поддерживать исторический состав в надлежащем состоянии непросто. Физической тяжести никакой – сотрудники опытные и легко справляются, а вот найти средства на ремонт и покраску – дело нервное и энергозатратное. Реставрационные, покрасочные и восстановительные работы с музейным подвижным составом проводятся силами ростовских энтузиастов и работников музея. Немалую помощь в ремонте и восстановлении раритетных экспонатов оказывают подразделения Северо-Кавказской железной дороги. Несмотря на это, вход в ретропоезд «Победа» музея Северо-Кавказской железной дороги бесплатный.
Ветеран Эр 739-99 в этот раз был на второй роли, на ведущей позиции паровоз серии ФД20-2109, который во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в тыл из-за своей большой массы и мощности. В боевых действиях этот локомотив не участвовал, зато был незаменим при перевозе пассажиров и грузов обеспечения. Оба локомотива выпущены в 30-х годах прошлого столетия, но, несмотря на это, раз в год выходят на рельсы, чтобы напомнить о военном прошлом страны и подвигах наших героев.
В кабине машиниста Эр 739-99 тесно и душно. Котел пылает жаром, слышны треск угля и постукивание приборов. Впечатления незабываемые, ведь каждый желающий может попробовать себя в роли кочегара и закинуть лопату угля в топку паровоза или посидеть на месте машиниста. Борис Александрович Костин изучил паровую машину вместе с внуком Вовой. Пятилетний мальчик ловил каждое слово помощника машиниста Александра Демидова, который рассказал, что от остановки до остановки нужно забросить в топку не менее 200 лопат угля.
– Для нас поезд – это диковинка, а паровоз, который прошел войну, – тем более. Мои родители воевали, так что не понаслышке знаю, как тяжело было в годы войны и какими неимоверными усилиями мы победили. Это уникальный состав, сейчас таких нет. На рельсах можно электричку увидеть или тепловоз. Это совсем другое. Огромная паровая машина, настоящая сила и мощь, которая ковала Победу, – сказал Борис Костин.
В этом году организатор акции Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД) проложила маршрут от Каспийского до Черного моря. Ретропоезд уже побывал в Махачкале, Грозном, Назрани, Владикавказе, Нальчике, впереди были Майкоп, Краснодар, Новороссийск, Таганрог и Ростов. За это время исторический состав проехал порядка 1850 километров.
Справка
Ретропоезд «Победа» сформирован из подвижного состава времен Великой Отечественной войны: крытые товарные вагоны (теплушки), платформы (для перевозок военной техники), салон-вагон. Во главе ретропоезда, прибывшего в Черкесск, паровоз серии ФД20-2109, который был построен в конце 30-х годов XX века.
{{commentsCount}}
Комментариев нет