День республики № 59 от 31.05.2022

Школа, в которой нет предрассудков

Когда обычные и особые дети учатся вместе, можно добиться хороших результатов

1 июня в 17:17
2 просмотра
Вот так неформально проходят занятия с особыми детьми
Вот так неформально проходят занятия с особыми детьми
Источник — Фото автора

Приняв под свое крыло детей с ограниченными возможностями здоровья, гимназия № 4 Усть-Джегуты одной из первых в Карачаево-Черкесии стала внедрять инклюзивное образование.

– Инклюзивное образование предполагает совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ. Ребята учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники, – рассказывает директор гимназии Аминат Байкулова. – У нас всегда учились дети с ОВЗ, в основном они были на индивидуальном обучении. Даже сейчас у нас почти 40 человек на индивидуальном обучении, среди них дети с умственной отсталостью и различными ментальными и физическими заболеваниями. Необходимость инклюзивного образования была всегда, но толчок к практическим действиям нам дало соседство с детским домом-интернатом «Забота». У «Заботы» нет лицензии на проведение итоговой аттестации, поэтому их воспитанники обучались в выпускных классах нашей школы, а потом получали свидетельство об образовании. Социализировать детей из закрытого учреждения было непросто. Поэтому на базе нашей школы были открыты коррекционные классы для детей с ОВЗ, уровень развития которых позволяет общаться, выполнять элементарные функции и обучаться в школе.

Первые ученики коррекционных классов сели за парты гимназии в октябре 2018 года. В сжатые сроки в гимназии создали рекреацию для детей с ОВЗ: разделили большой кабинет русского языка и литературы на три поменьше, выделили комнату отдыха, построили пандусы и оборудовали поручнями санузлы. Также появился кабинет для начальных классов.

В этом учебном году в коррекционных классах гимназии обучались 16 человек. Они были организованы в малокомплектные классы, так как дети – разных возрастов и создать полноценные классы не всегда получается. Учебная нагрузка у них такая же, как и в обычных классах, а вот расписание уроков очень занимательное. Наряду с общешкольными предметами в нем есть предметы, которые помогают социализироваться в обществе, несколько часов уделяется изучению окружающего мира, его социальной и природной составляющим, а также истории. Большой упор идет на трудовое обучение, поэтому для детей с ОВЗ проводят до 8 часов труда, в то время как в обычном классе всего 2 урока технологии. Взгляд цепляется за предмет «математические представления», на что заместитель директора по учебно-воспитательной работе Асият Хубиева тут же спешит дать объяснение:

– В обучении детей с ОВЗ есть свои особенности. Для коррекционных классов утвержден свой учебный план, поэтому наименования предметов отличаются, а уроки длятся по 30 минут. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты, в средней и старшей школе дети с ОВЗ учатся по обычным ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Но, кроме ФГОС, для каждого уровня образования пишется адаптированная основная общеобразовательная программа, а на каждого ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа на один год. При надомном или индивидуальном обучении составляется индивидуальный учебный план, который разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка.

Асият Владимировна курирует инклюзивное образование, поэтому легко оперирует многочисленными сложными терминами. Педагог признаётся, что первое время перестроить работу было непросто. Чтобы обеспечить достойное образование детей с ОВЗ, весь педагогический состав гимназии прошел немало образовательных курсов, а директор гимназии ездила в Москву перенимать опыт коллег из школы № 830, где занятия с особыми детьми ведутся по самым современным методикам.

Вы поймите, ОВЗ не равно инвалидности. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» – медицинский термин. Статус ОВЗ ребенок получает после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, а инвалидность устанавливают врачи по итогам медико-социальной экспертизы. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот, ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности. Да вы и сами все поймёте, когда их увидите, – говорит Асият Хубиева и ведёт меня в коррекционный класс.

В гимназии с начала года ведётся капитальный ремонт, поэтому коррекционные классы временно переехали в крыло для начальной школы. В небольшой аудитории всего 5 учеников. Четверо занимаются с психологом Заретой Урусовой, ещё один мастерит поделку с тьютером Заирой Абрековой.

Увидев нашу делегацию, дети отвлекаются. Дамир радостно прыгает и повторяет: «Гости!» Впрочем, каждый реагирует по-своему. Педагоги с лёгкостью возвращают детей к занятию, а Асият Хубиева рассказывает, что основные занятия уже прошли, теперь группа занимается психологической адаптацией. Ребята рисуют в воздухе цифры и поднимают на ладошке облака. По словам Зареты Урусовой, такие игры способствуют развитию сенсорной координации и улучшают пространственное восприятие.

Педагог по ИЗО Заира Абрекова несколько лет назад прошла курсы тьютерства. Теперь она незаменимый помощник учителя в коррекционном классе. Свою профессию Заира Вячеславовна считает творческой и многогранной.

– С нашими детьми без искренности работать невозможно. Они на тонком энергетическом уровне чувствуют твоё настроение, твой дух. Динурчик вроде бы весь такой шумный и отвлекающийся, но все замечает. Я сегодня устала, так глубоко вздохнула. Он подошел, сразу начал спрашивать хорошо ли я себя чувствую, все ли в порядке. Кто не любит детей, сюда не придет. Я счастливый человек. Работаю там, где хочу. Для меня это как хобби. На другой работе я бы быстро иссякла и растрачивала бы свои ресурсы впустую. А здесь я нужна, дети меня ждут, очень любят мастерить, поэтому всегда стараюсь найти время для творчества с ними, – рассказывает З. Абрекова.

В коррекционных классах постоянно работают два тьютера, логопед, психолог, а в обучении принимает участие практически весь педагогический состав школы. Учителя профильных предметов ведут уроки попеременно: то в обычных классах, то в коррекционных.

Директор гимназии Аминат Байкулова признается, что опасалась, как ученики школы отреагируют на такое соседство. Поэтому во всех классах проводились разъяснительные беседы и классные часы. Детей готовили к тому, что поведение детей с ОВЗ может отличаться, что им нужно помогать и относиться с пониманием. Аминат Микояновна с гордостью говорит, что не было ни одного случая, когда дети с ОВЗ не нашли бы понимания среди обычных школьников.

В этом году в коррекционных классах три выпускника – Данил, Ислам и Керим. У ребят уже был полноценный выпускной с лентами и последним звонком. Как и у всех выпускников, у них тоже есть итоговая аттестация. Вот только экзамен ребята будут сдавать всего один – по труду. Они еще в раздумьях, какие подготовить поделки. Воспитанник «Заботы» Ислам прикован к инвалидной коляске, и нередко ему в передвижении помогают обычные ученики школы. Как и многие сверстники, Ислам любит слушать музыку, сидеть в интернете и играть в игры на телефоне. В отличие от товарищей он уже выбрал будущую профессию.

– Я хочу стать программистом. Мне очень нравятся компьютеры и смартфоны. Больше всего мне нравились уроки, на которых мы разбирали разные бытовые приборы и смотрели, что у них внутри, – сказал мальчик.

Кроме воспитанников «Заботы» в классах занимаются и дети с ОВЗ из семей. Сейчас гимназия изучает возможность перевода части детей, находящихся на индивидуальном обучении, в коррекционные классы. Пока нерешённым остается кадровый вопрос.

– Сейчас у нас нет отказов в приёме детей с ОВЗ. Коррекционное обучение обеспечивается с первого класса. Но если возникнет необходимость создать дополнительные классы, ресурсов у школы пока нет. Элементарно не будет хватать помещений, – резюмирует Аминат Микояновна.

Справка

По закону дети с тяжелой инвалидностью, в том числе и ментальной, имеют одинаковые права на образование со здоровыми. По запросу родителей в любой образовательной организации могут быть созданы специальные условия обучения с учетом состояния здоровья ребенка. Отказать в обучении могут только, если в школе нет свободных мест.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях
Аминат Байкулова Асият Хубиева гимназия №4 дети с ограниченными возможностями здоровья дом-интернат "Забота" Заира Абрекова индивидуальное обучение инклюзивное образование коррекционное обучение коррекционные классы КЧР образование общеобразовательные учреждения педагоги педагогические работники Усть-Джегута школа