День республики № 60 от 02.06.2022

К трудностям нам не привыкать

Отопительный сезон оказался длиннее обычного

3 июня в 15:48
4 просмотра
Источник — Фото автора

Комфортное жилье – это прежде всего когда в вашем доме тепло. Любой человек оценивает эту услугу по самым простым факторам – температуре воздуха и батарей. И мало кто задумывается о том, сколько усилий прилагается, чтобы тепло дошло до конечного потребителя. Между тем процесс это непростой и трудоемкий. Об этом мы и поговорили с генеральным директором ООО «Тепловые сети» Артемом Трифоновым, обсуждая итоги отопительного сезона 2021-2022 года.

– Артем Витальевич, прошедший отопительный сезон чем-то отличался от предыдущих?

– Этот отопительный сезон вышел более длительным, чем обычно – неожиданные корректировки внесла погода. Из-за резкого похолодания уже 28 сентября к сети отопления подключили детские сады, школы и медицинские учреждения. Через неделю включили остальных потребителей, не дожидаясь установления среднесуточных температур (+8 градусов в течение 5 суток). Закончился сезон тоже позже. Несмотря на то, что 11 апреля у нас уже была среднесуточная нормативная температура (выше +8 градусов в течение 5 суток), распоряжение мэрии об окончании отопительного сезона мы получили только 18 числа.

– Однако, многие учреждения отапливались и позже…

– Да, снова вмешалась погода, и мы получили ряд писем от различных социальных объектов, в которых нас просили продлить отопительный сезон в индивидуальном порядке. Конечно, мы пошли навстречу, тем более, что у них стоят индивидуальные приборы учета. Кого-то отапливали еще неделю, иных – до конца апреля. Ряд учреждений, в том числе детскую многопрофильную больницу, включили уже на майские праздники.

– Как в целом можно охарактеризовать этот отопительный сезон?

– Все прошло в штатном режиме без серьезных аварийных ситуаций. Мелкие неполадки устранялись своевременно, население без тепла не оставалось больше чем на 6 часов. Подводили, увы, только потребители.

– Какие основные претензии к ним можно обозначить по итогам сезона?

– У многих системы отопления по-прежнему оставляют желать лучшего. В основном это связано с некачественным сервисом внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения. Речь идет о своевременном обслуживании теплообменников, бойлеров, плановой и внеплановой замене труб, сужении диаметров при замене материалов. Например, была сталь, а ставят полипропилен или металлопластик, не учитывая при этом изменения внутреннего диаметра, ориентируясь лишь на внешний.

– К чему приводят такие действия?

– В связи с этим страдает качество теплоснабжения и горячего водоснабжения, которое идет до конечных потребителей. Мы держим все в рамках нормативных температур, согласно температурному графику, утвержденному в мэрии.

То есть чем ниже температура наружного воздуха, тем выше мы подаем температуру теплоносителя. А самовольные «инициативы» зачастую сводят на «нет» нашу работу.

– Может ли повлиять на качество отопления несанкционированное переустройство самой квартиры?

– Переделки в домах – это отдельная проблема, особенно если они затрагивают систему отопления в МКД. Это и незаконное подключение к основной системе, чтобы запитать от нее теплые полы, дополнительное отопление площади балконов и т. д. Без проблем, когда это делается в частном доме, но в МКД в любом случае идет расбалансировка системы отопления, кому-то в итоге не хватает тепла, у кого-то оно в избытке.

– Наверное, большое значение имеет и тот факт, кто именно занимается переустройством жилого помещения?

– Безусловно, если все эти переделки выполняются неспециалистом, могут быть любые отклонения от проекта. Либо труба не того диаметра, материал не тот или краны ставят так, что перекрыть тепло можно даже в соседних квартирах. Заниматься этими вещами должны только профессионалы. Тогда никто не пострадает.

Демонтаж плит перекрытия канала теплотрассы по ул. Красноармейской в Черкесске
Демонтаж плит перекрытия канала теплотрассы по ул. Красноармейской в Черкесске
Источник — Фото автора

– Куда можно обратиться за подобной помощью?

– Вы всегда можете обратиться в свою управляющую компанию, которая обязана помочь.

– Какие первоочередные задачи стоят перед вами сейчас?

– Готовимся к новому отопительному сезону. Уже провели конкурсы в соответствии с действующим законодательством, приобретаем материалы в рамках тех сумм, которые нам отпущены тарифом. В этом году запланировано порядка 2 км перекладки теплотрассы. В новом микрорайоне в северной части города занимаемся монтажом оборудования очередной котельной, которая будет осуществлять теплоснабжение запланированных к постройке соцобъектов и жилого фонда.

– Последние внешнеполитические события как-то повлияли на ваши планы?

– Из-за того, что провели раньше конкурсные процедуры, мы успели все приобрести еще по старым ценам, поэтому нынешние экономические сложности нас пока не затронули.

– При определении фронта работ вы по-прежнему держите связь с мэрией города?

– Да, работаем совместно, подстраиваясь под их программы. Например, если выполняем перекладку инженерных коммуникаций на основных магистралях (Красноармейская, Леонова, Грибоедова) и обратную засыпку, то финишное покрытие уже выполняют они в рамках программы «Безопасные и качественные автодороги». Это позволяет нам немного сэкономить на восстановлении благоустройства, но при этом проложить большее расстояние теплотрасс. Если же говорить о программе благоустройства дворовых территорий, где запланировано порядка 50 дворов, то, конечно же, такой объем мы не потянем, да и тарифом это не предусмотрено.

– Что делаете в этом случае?

– Встречаемся с исполнителями на уровне мэрии, обсуждаем, где и что будет установлено во дворе, в том числе – малые архитектурные формы. Затем накладываем то, что они планируют на то, что у нас по факту проложено, чтобы в случае аварийных ситуаций было минимально затронуто то благоустройство, которое будет выполнено. Словом, по возможности подстраиваемся друг под друга.

– При выполнении своей части работ вы всегда обходитесь своими силами? И как влияет опережающий рост цен на запланированный капремонт системы?

– Мы работаем по тарифу, что в нем заложено, то и осваиваем. Ежегодно перекладываем около 2 км теплотрасс, но, к сожалению, каждый год тариф поднимается не больше чем на 4%, а материалы могут дорожать в 2-3 раза, что в будущем может сказаться на уменьшении планов капитального ремонта и количестве переложенных сетей соответственно. Весь текущий ремонт делаем за счет собственных средств и своими силами: ремонт котлов и оборудования, наладку горелочных устройств, пусконаладочные работы.

– Хватает ли на все техники или хотелось бы большего?

– Технопарк не помешало бы обновить, но на новую технику финансов пока не хватает.

– И напоследок, как удается выживать в столь непростое время?

– Большая часть работ выполняется своими силами, так что пока в нормы входим. Если цены будут и дальше расти, будет непросто, но к трудностям нам не привыкать.

Кстати,

Минстрой России предложил не позднее 2024 года повсеместно (кроме Москвы) перейти на оплату отопления в течение отопительного периода, а не всего календарного года. До этого времени региональные власти смогут сами выбрать оптимальное время для перехода, а также дату начала применения нового порядка оплаты: с начала отопительного периода или с начала следующего календарного года.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
2022 Артем Трифонов ЖКХ замена теплотрассы интервью итоги КЧР ООО "Тепловые сети" отопительный сезон подготовка к отопительному сезону теплоснабжение теплоэнергия